Неру и индийский кодекс неприсоединения.

В эпоху биполярного мира и “холодной войны” произошло крупнейшее событие мировой политики – крушение колониальной системы Запада. В результате на мировой арене появились освободившиеся или развивающиеся страны. Они возникли в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании на развалинах коло­ниальных империй Англии, Франции, Испании и других капиталистических государств. Империи, создававшиеся веками, рухнули всего за 30–40 лет после второй мировой войны. В целом за эти годы родилось более 100 новых государств, и в результате общее число суверенных стран в мире утроилось. Никогда ранее ничего подобного в истории цивилизации не было. Антиколониальная революция стала одним из наиболее мощных ускорителей современ­ной истории, в том числе и истории международных отношений. Она привела к изменению геополитической карты мира. Более чем когда-либо с этой революцией оказались связанными почти все повороты глобального значения в международной жизни второй половины XX века.

Одни освободившиеся или развивающиеся страны оказались в сфере влияния западного блока во главе с США, другие – восточного блока, контролируемого СССР. Однако уже сразу после второй мировой войны появились молодые государства, выбравшие особый путь существования на международной арене – путь неприсоединения.

В Индии “архитектором неприсоединения” и “родо­начальником” движения неприсоединения называют Джавахарлала Неру и ве­дут отсчет истории этого движения с 1946–1947 гг. Именно тогда Дж. Неру впервые выступил с идеей неприсоединения, и Индия начала осуществлять неза­висимую политику неприсоединения. Правда, сам термин “неприсоеди­нение” появился только в 50-е годы.

Уже в 1946 г., т. е. за год до объявления не­зависимости, Неру заявил в своем обращении к индий­скому народу, что Индия будет проводить “свою собст­венную политику как свободная страна, а не как сател­лит другой страны”, и наметил некоторые направления этой самостоятельной политики, явно противоположные курсу метрополии. Главное из них было обозначено Не­ру как намерение, “насколько это возможно, держаться в стороне от политики силы, проводимой противостоя­щими друг другу группировками”. Спустя несколько месяцев, в январе 1947 г., Неру уточнил эту идею, заявив в одном из очередных выступлений, что Индия “...хочет остаться независимой и свободной от... блоков и сотруд­ничать на равноправной основе со всеми странами”.

В дальнейшем Дж. Неру во множестве выступлений возвращался к идее неприсоединения, всесторонне обос­новывая и обогащая ее содержание. Став премьер-министром Индии после провозглашения независимо­сти в августе 1947 г., Дж. Неру постепенно разработал эту идею во внешнеполитическую концепцию, которая была положена в основу внешней политики Индии. В ней проявилась объективная необходимость выбора внешнеполитического курса, которая была пред­определена изначальным стремлением к развитию, пол­ной независимости и миру, международными условиями и политикой западных держав в послевоенные годы. Этот выбор не мог быть легким, поскольку за дол­гие годы существования колониальных империй стра­ны Азии и Африки оказались тысячами нитей привязан­ными к метрополиям, зависели от них экономически и, го­воря словами Неру, “смотрели на мир сквозь... английское окно”, или французское, или окна других метрополий.

Кроме Дж. Неру большой вклад в формирование индийской концепции не­присоединения внесли Индира Ганди и Раджив Ганди. Основные ее идеи, разработанные за 40 лет – с 1946 по 1986 г., соответствовали тогда, естественно, прежде всего ин­тересам и положению Индии как самой крупной и сравнительно развитой из всех неприсоединившихся стран.

Кратко индийский кодекс неприсоединения может быть сведен к следующим положениям:

1. Неприсоединение – это, прежде всего непри­соединение к любым блокам и неучастие в “холодной войне” как в организационном плане, так и в военной, политической и идеологической областях. Это сво­бода политических суждений и оценок, полная само­стоятельность в выборе позиции.

2. Неприсоединение не самоцель. Его суть – мирное сосуществование. Главная цель – избежать войны или предотвратить ее. Движение неприсоеди­нения – крупнейшее движение за мир.

3. Неприсоединение – это не пассивный нейтрали­тет и не “равноудаленность”, не политика среднего пути. Это активная, позитивная и конструктивная по­литика.

4. Неприсоединение против деления мира на блоки. Оно призвано служить созданию новой системы международных отношений, которая должна основы­ваться на равенстве, мире, свободе и сотрудничестве.

5. Неприсоединение – это распространение идей демократии в области международных отношений. Не­присоединение не признает за кем-либо права навя­зывать свой образ жизни другим народам. Необхо­димо проявлять терпимость к политическому много­образию мира.

6. Движение неприсоединения – противник кон­фронтации двух блоков, проводник дружбы и доверия между ними, сторонник ненасильственного решения всех споров и конфликтов в мире путем переговоров.

7. Неприсоединение к блокам не означает одина­кового отношения ко всем державам. Отношения с од­ними из них могут быть дружественными, с другими – враждебными. Нельзя классифицировать страны в ка­честве постоянных противников или постоянных союз­ников.

8. Неприсоединение – это логическое следствие национально-освобо­дительной борьбы, а не побочный продукт “холодной войны”. Это продолжение движения несотрудничества с колониальными властями. Основа неприсоединения – антиимпериализм, антиколониа­лизм и антирасизм.

9. Неприсоединение Индии не “просоветское” и не “прозападное”. Неприсоединившаяся Индия на­строена только проиндийски.

10. Миролюбие неприсоединения не пацифизм. Неприсоединение не означает отказа от укрепления собственной обороны страны, от идеи коллективной безопасности по Уставу ООН и сопротивления агрессии. Но сильнее, чем армия, национальную безопасность укрепляет международная политика дружбы. Непри­соединение связано с нежеланием участвовать в боль­шой войне. Но в случае мировой войны неприсое­динившаяся страна не в состоянии остаться нейтраль­ной. Она может присоединиться к той или иной воюю­щей стороне по собственному выбору.



Оглавление
Геополитика как наука, история ее развития.
Понятие геополитики как науки.
Источники геополитики.
Функции геополитики.
Методы геополитики.
Основные категории геополитической науки.
“Органическая школа” Ф. Ратцеля.
Р. Челлен – автор категории “геополитика”.
Сердцевидная теория Маккиндера.
Германская геополитика 1924–1941 гг. К. Хаусхофер.
“Холодная война” как геополитический мировой порядок.
Голлистский геополитический кодекс Франции.
Неру и индийский кодекс неприсоединения.
Сдерживание и устрашение: американская модель мира.
Атлантизм.
Концепция о “новом мировом порядке”.
С. Хантингтон о “столкновении цивилизаций”.
Ф. Фукуяма о “конце истории”.
З. Бжезинский о геополитической ситуации в мире.
Евразия как особый географический мир.
История евразийского движения.
Идея евразийской пассионарности Л.Н. Гумилева.
Концепция воссоздания экономического взаимодействия бывших субъектов СССР.
Евразийцы о механизме формирования биполярного мира.
Влияние геополитики на развитие теорий мировой политики и международных отношений.
Геополитика и тенденции развития современных международных отношений.
Влияние геополитики на международную стратегию государств, на глобалистские амбиции великих держав.
Все страницы