Панисламизм: сущность, история и современные тенденции.

В последней четверти XX в. в связи с резкой активизацией политической роли ислама мусульманский мир превратился в мощный идеологический центр мирового значения. Его идейное влия­ние все более серьезно сказывается не только в Азии и Афри­ке, но даже в Европе и США. Политическая активизация во­инствующего исламизма представляет особую опасность для России как многоконфессионального государства со значи­тельной долей мусульманского населения. В связи с этим особый интерес представляет феномен исламского возрождения, т. е. выдвижение исламского фактора в ранг первостепенных в мировой политике. Решающим толчком этого процесса стала антишахская революция 1979 г. в Иране, оказавшая огромное влияние на весь исламский мир.

В основе этого феномена лежит панисламизм – религиозно-политиче­ское движение, возникшее в конце XIX в. и призывающее к объединению всех мусульманских государств и народов. Его первым идеологом был Джемаль ад-Дин аль-Афгани (1838-1897). Первоначальная цель, которая ставилась перед панисламизмом состояла в обосновании антиимпериалистической борьбы мусульманских народов за независимость, за освобождение от британского колониализма. Панисламизм опирается на некоторые особенности ислама. Так, в исламе изначально провозглашалось безразличие к этническому или расовому происхождению верующего; государственность представлялась как религиозная общность; теоретически отрицалась необходимость посредника между верующим и Богом в лице духовенства.

Хотя Афгани выступал от имени мусульманских народов, его деятельность объективно выражала их интересы в той степени, в какой они стремились к освобождению от иноземного господства. В конечном счете он был идеологом буржуазии. Однако реальное многообразие исторических, социально-экономи­ческих и политических условий в странах, где исповедуется ислам, привело к тому, что панисламизм использовался различными социальными силами, в т. ч. феодально-клерикальными кругами, для упрочения своего положения и сохранения феодальной самостоятельности. Отсюда проистекает неоднозначность последствий панисламизма.

Деятельность Афгани и его соратников в Египте в конце XIX в. имела ярко выраженный освободительный характер. Они выступали против национализма, за единство всех мусульман под главенством либо египетского хедива, либо иранского шаха, либо турецкого султана. Поддержку мусульманских правителей они считали всего лишь средством освобождения мусульманских народов. Сходных позиций придерживалось халифатское течение в Индии в начале XX в. В то же время для Османской империи идея панисламизма оказалась прикрытием неких устремлений султана Абдул-Хамида II. После победы Младотурецкой революции 1908 г. панисламизм вошел составной частью в официальную идеологию партии Единство и прогресс в сочетании с тюркизмом и пантюркизмом. По мере усиления реакционных тенденций в деятельности младотурок панисламизм все больше использовался для обоснования правомерности турецкого господства над другими народами.

В России панисламизм в сочетании с пантюркизмом составил основу джадидизма – буржуазно-либерального движения некоторых мусульманских народов за освобождение от диктата российского самодержавия, за политические реформы, за сохранение и развитие культурно-религиозных традиций. Выражая действительную общность интересов мусульман царской России, панисламизм порождал иллюзию отсутствия социальных противоречий среди мусульман и политико-экономических противоречий между мусульманскими народами и государствами. В то же время идея панисламизма исключала общность каких-либо интересов мусульманских народов с немусульманскими, что мешало объединению их усилий в освободительной борьбе. После Октябрьской революции 1917 г. панисламизм стал одним из лозунгов националистов Закавказья и Средней Азии.

Зародившаяся в Индии в конце XIX в. идеология мусульманского сепаратизма с начала XX в. сблизилась с панисламистской идеей о преимущественном значении религиозного объединения мусульман перед государственным или национальным. Некоторые сторонники панисламизма, ссылаясь на духовное родство ислама и христианства, сочли неправомерной борьбу против английских колонизаторов. Другие же, продолжая линию Афгани, настаивали на необходимости освободительной борьбы, не отказываясь в этих целях от союза с представителями других религиозных общин. Однако акцентирование религиозной основы привело к тому, что первоначальная антинационалистская направленность панисламизма вылилась в идею мусульманского национализма и признание того, что в Индии существуют две нации – индусов и мусульман.

После Второй мировой войны панисламизм в основном утратил освободительный характер. Чаще он использовался для идеализации докапиталистических укладов и поддержания реакционных феодальных пережитков. Тем самым панисламизм объективно мешал солидарности стран “третьего мира”, поскольку сопровождался претензиями той или иной страны на привилегированное положение в мусульманском мире, а иногда и обоснованием необходимости распространить ислам на другие страны. Так, после образования Пакистана пакистанские идеологи панисламизма начали претендовать на духовное господство в мусульманском мире, а затем выступили с призывом к политическому господству путем расширения границ Пакистана как “идеологического государства”.

В последнее время панисламизм несколько видоизменился. Как правило, он проводится в виде призыва к исламской солидарности, к созданию международных мусульманских организаций, способных противостоять любому влиянию немусульманского мира. Однако и в таких организациях отдельные страны претендуют на особую роль под предлогом, например, сохранения в данной стране особой чистоты ислама (Саудовская Аравия).

Одной из важнейших организаций мусульманского мира является Лига арабских государств (ЛАГ) – международная организация, учрежденная в марте 1945 г. в Каире на конференции ряда арабских стран.

Главный руководящий орган ЛАГ – Совет Лиги. В его состав входят представители государств-членов организации. В ее структуру также входят: Объединенный Совет безопасности, Соци­ально-экономический Совет, Генеральный Секретариат. Каир — постоянное место штаб-квартиры Генерального Секретариата Лиги. В настоящее время членами ЛАГ являются 22 страны: Египет, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Йемен, Ирак, Иордания, Алжир, Джибути, Ливия, Мав­ритания, Марокко, Сомали, Судан, Тунис, Бахрейн, Ку­вейт, Оман, Палестина, Катара, ОАЭ, Коморские остро­ва.

Лига — регио­нальная организация, которая стремится к более тесному сотрудничеству государств-членов, коор­динирует их политическую, экономическую, культурную и обо­ронную деятельность. В политической области Лига защищает высшие национальные интересы стран арабского мира по­средством реализации планов действия на региональном и международном уровнях, а также путем координации отно­шений государств-членов с региональными и международ­ными организациями.

На Лигу также возложена задача урегулирования любых споров, которые могут возникать между государствами-членами, их разрешение любыми за­конными мирными средствами. Лига заключила ряд соглашений о взаимных консультациях, сотрудничестве и координации с ООН, его специализированными организациями, с Организацией Аф­риканского Единства (ОАЕ) и с Организацией Исламской Конференции (ОИК). В этих организациях Лига имеет ста­тус наблюдателя. Учитывая имеющиеся исторические и культур­ные связи с Африкой, и ввиду того, что почти половина государств-членов Лиги географически расположены в Аф­рике, она проявляет глубокий интерес и поддерживает про­цессы развития в Африке.

Лига имеет специализированные организации, такие как Арабская Организация труда, Арабская Лига об­разования, культуры и научных организаций, Арабская Орга­низация сельскохозяйственного развития. В 1964 г. 12 членами Лиги был создан “Арабский Совет Экономического Единства”. Впос­ледствии были созданы финансовые учреждения для обеспечения средствами проектов развития, а именно, Араб­ский валютный фонд, Арабский фонд экономического и социального развития и Арабский институт гарантий инве­стиций.

Концепция националь­ной безопасности ЛАГ была разработана и закрепле­на в Соглашении по объединенной защите и экономичес­кому сотрудничеству, подписанном в 1950 г. Это Соглашение выражает принципы коллектив­ной арабской обороны и расценивает любое нападение на одного или несколько государств-членов Лиги как агрессию против всей Лиги.



Оглавление
Геополитика в современном мире.
Распад СССР: причины и геополитические последствия.
Формирование многополюсного мира.
Глобальные проблемы человечества в XX в.
Постсоветское пространство.
Россия – США – Западная Европа: партнерство или новая “холодная война”.
Российско-китайские отношения:геополитический подход.
Россия и мусульманский мир.
Геостратегическая политика США.
Расширение НАТО.
Европа как одна из “несущих конструкций” нового миропорядка.
Американо-японский альянс.
Доктрина Монро и геополитические реальности на американском континенте.
Специфические условия развития Китая.
Сущность современной геополитики Китая.
Интеграция в “Большой Китай”.
Роль Китая в формировании полюсного мира.
Панисламизм: сущность, история и современные тенденции.
Геополитические устремления Турции.
Перспективы “Большого Турана”.
Арабский мир.
Палестинская проблем.
Проблема ближневосточного урегулирования.
Исламский фундаментализм и международный терроризм.
Все страницы