Права и обязанности сторон договора коммерческой концессии.

Стороны обязаны соблюдать принятые на себя по договору обязательства и требования закона. Правообладатель, в свою очередь, обязан:

- передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

- оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников пользователя;

- выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке;

- обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии (п. 2 ст.1028 ГК РФ), если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное;

- контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Правообладатель вправе изменить свое фирменное наименование или коммерческое обозначение. В этом случае права на использование нового фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя, входящие в комплекс исключительных прав по договору коммерческой концессии, переходят к пользователю, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков. В случае продолжения действия договора пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения размера причитающегося правообладателю вознаграждения (ст. 1039 ГК РФ).

Договор коммерческой концессии предусматривает передачу информации, необходимой для осуществления передаваемых прав, оказание правообладателем пользователю консультативного содействия (ст. 1031 ГК). Эта обязанность обуславливает введение законодателем в ст. 1027 понятия “коммерческий опыт”, который можно рассматривать как непередаваемое, личное ноу-хау, его непосредственная передача невозможна, коммерческий или производственный опыт у пользователя возникает в процессе их консультирования правообладателем. Такие отношения схожи с описанным Г. Штумпфом договором обучения специалистов1 тем, что передача коммерческой информации в ходе такого обучения носит факультативный характер (информация, как правило, передается при исполнении иных вытекающих из договора коммерческой концессии обязанностей), главным для пользователя является именно приобретение навыков использования предоставленной информации в коммерческой или производственной деятельности. Использование деловой репутации по договору коммерческой концессии означает рост деловой репутации пользователя за счет использования им объектов исключительных и квазиисключительных прав правообладателя, чем отличается от репутации в договоре о передаче деловой репутации (которая, как личное нематериальное благо, не носит информационного характера и представляет собой внешнюю оценку деловых качеств лица).

Нормы о договоре коммерческой концессии регулируют передачу прав на различные виды коммерческой информации и проводят разделение различных ее типов. Этот договор часто носит международный характер и регулируется как российским правом, так и международно-правовыми нормами.

Права и обязанности пользователя:

- учитывая характер и особенности деятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой концессии, пользователь обязан использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;

- обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;

- соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

- оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;

- не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

- предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

- информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

В случае смены правообладателем фирменного наименования или коммерческого обозначения пользователь вправе требовать расторжения договора и возмещения убытков, а в случае продолжения действия договора – соразмерного уменьшения размера причитающегося правообладателю вознаграждения (ст. 1039 ГК РФ).

Согласно ст. 1033 ГК РФ договором могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии, в частности, могут быть предусмотрены:

- обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

- обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

- отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

- обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Условия, ограничивающие право правообладателя определять цену продажи товара пользователем или цену работ (услуг), выполняемых (оказываемых) пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен; и право пользователя продавать товары или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения (место жительства) на определенной в договоре территории являются ничтожными (п.2 ст. 1033 ГК РФ).

Ответственность сторон. За нарушение условий договора концессии и требований закона стороны несут ответственность в соответствии с договором и действующим законодательством. Кроме того, правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. Ответственность сторон наступает независимо от вины, по правилам ответственности по обязательствам при осуществлении предпринимательской деятельности (п.3 ст.401 ГК РФ).

По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем. (ст. 1034 ГК РФ). Пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии.

Особое внимание законодателем уделено порядку изменения условий договора концессии (ст.ст. 450-453, 1036 ГК РФ), пролонгации срока его действия (ст. 1035 ГК РФ) и прекращению действия (1037 ГК РФ).



Оглавление
Обязательства по производству работ.
Понятие, элементы договора подряда, права и обязанности сторон
Особенности договора бытового подряда
Понятие договора строительного подряда и его особенности
Права и обязанности сторон договора строительного подряда
Особенности договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ
Договор подряда для государственных нужд
Понятие и виды авторских договоров
Форма и условия авторского договора
Стороны, права и обязанности сторон авторского договора
Ответственность по авторскому договору
Понятие договора о передаче смежных прав
Понятие и виды договоров в сфере патентных отношений
Лицензионные договоры о передаче исключительных прав на объекты, охраняемые патентным правом
Договоры о передаче прав на средства индивидуализации товаров, а также об их использовании
Содержание и исполнение договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
Понятие договора о передаче ноу-хау
Содержание и исполнение договора о передаче ноу-хау
Понятие, стороны и форма договора коммерческой концессии
Права и обязанности сторон договора коммерческой концессии
Прекращение договора коммерческой концессии
ТРЕНИНГ УМЕНИЙ
Задача № 2
Задача № 3
Задача № 4
Зачада № 5
Задача № 6
Задача № 7
Задача № 8
Задача № 9
Задача № 10
Задача № 11
Задача № 12
Задача № 13
Задача № 14
Все страницы