Мир азартных игр - КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

“В каждой игре многое зависит от

случая, от распределения карт; качество

всякой игры определяет­ся умением

сопротивляться небла­гоприятному ходу

карт и исполь­зовать благоприятный; но в

ком­мерческих играх и то, и другое облег-

чено известной возможностью точного рас-

чета; в игре же азартной, где никакой точ-

ный расчет невозможен, все решается

только чувством ритма и стилем игры...”

(В.Ф.Ходасевич).

Классификация игр - система, относящая игры к разным семейс­твам, родам, видам и разрядам по совокупности классифицирующих признаков.

1. По зависимости выигрыша и проигрыша от случайности все игры делятся на азартные, коммерческие и престижные.

К азартным играм относятся те, выигрыш в которых почти цели­ком зависит от случая, и очень мало - от искусства игрока. Это - чет-нечет, орлянка, рулетка, штосс, банк, фараон, очко, двадцать одно, сека, тридцать одно и пр.

В престижных играх, напротив, успех всегда сопутствует силь­нейшему. К престижным играм можно отнести шахматы, перетягивание каната и многие спортивные и интеллектуальные игры.

В коммерческих играх выигрыш в гораздо большей степени зави­сит от умения, искусства игрока, хотя фортуна тоже играет замет­ную роль. К этому роду игр относятся, в первую очередь, все виды игр, основанных на розыгрыше: винт, вист, бридж, преферанс, кинг, марьяж, бура, дурак и многие другие; игры, основанные на выклады­вании комбинаций карт: кун-кен, репик, Джин Рамми и т.д., тоже, без сомнения, можно отнести к коммерческим играм. Игры, сочетающие розыгрыш с выкладыванием комбинаций карт: терц, деберц, бе­зик, пикет, криббидж, и др. тоже входят в этот наиболее предста­вительный род игр.

2. По количеству игроков игры можно разделить на коллектив­ные и индивидуальные. Например, преферанс может быть коллективной игрой, если играют три или четыре человека, и индивидуальной - если двое играют в гусарика. Отличительный признак индивидуальных игр заключается в том, что в них нельзя отсидеться, а всегда при­ходится выдерживать единоборство.

3. В коллективных играх, в свою очередь, можно выделить класс командных игр (например, бридж, винт, дурак подкидной, двое на двое и др.), отличающихся от игр, в которых каждый играет сам за себя.

4. Среди азартных игр есть большой разряд игр, которые можно объединить по очень важному признаку: все игроки делятся в них на две категории - понтёров и банкомёта. Этот разряд называется бан­ковые игры. К нему относятся: банк, штосс, фараон, очко, железная дорога, Блэк Джек (Black Jack) и множество других, не только кар­точных, игр: тотализатор на скачках, бегах, футболе тоже, без сомнения, являются банковыми играми.

5. Престижные игры можно подразделить на спортивные (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей) и интеллектуальные (го, крестики-но­лики, реверси, шахматы, шашки).

6. Спортивные, в свою очередь, могут быть командными (регби, ручной мяч, ватерполо) и индивидуальными (теннис, шахматы).

7. Интеллектуальные игры содержат в себе бесчисленное мно­жество видов по областям знания, например, языковые игры: балда, виселица, эрудит; географические: города и т.п.; литературные.

8. По сложности игры можно разделить на детские и семейные, простые и сложные.

9. По физической нагрузке, выпадающей на долю участников - на активные и спокойные (“тихие”).

10. По месту игры - на игры на свежем воздухе и настольные.

11. Коммерческие игры подразделяются на игры, основанные на розыгрыше; игры, основанные на выкладывании комбинаций карт; иг­ры, сочетающие розыгрыш и выкладывание комбинаций карт.

12. В зависимости от предметов, служащих для игры, бывают игры карточные, игры в кости, зерна, камушки, палочки, мяч и т.д.

13. По распространенности в различных социальных и возраст­ных группах игры можно разделить на детские, семейные, народные, аристократические, хулиганские и т.д.

В блатном мире все игры делятся на “шпанские” (они же “хо­зяйские” или “бандитские”), распространенные среди блатных (терц, рамс, штосс), и “фраерские”, в которые играют остальные люди.

Строго говоря, любое деление на классы и виды достаточно ус­ловно, а любая классификация несовершенна, особенно если имеешь дело с многообразным, как сама жизнь, явлением, каковым является игра. В настольные игры вполне можно играть на свежем воздухе, теннис может быть как индивидуальной игрой, так и командной, а выигрыш в азартных играх только непосвященному кажется независи­мым от искусства и умения игрока: Блэк Джек, очко и другие банко­вые игры, относящиеся к азартным, не в меньшей степени основаны на теории вероятностей, чем бридж или преферанс, а точное знание тонкостей стратегии и строгий расчет математического ожидания и вероятности помогает хорошему игроку выигрывать и в тех играх, которые, на первых взгляд, основаны на одном только счастье.

Однако правители и законодатели во все времена как-то умели классифицировать игры, чтобы одни разрешить, а другие запретить. Начиная с римского “Lex aleatoria” (закон об играх в кости) и до наших дней история игр изобилует примерами их запретов. Зачастую люди, принимающие и приводящие в исполнение законы, подвергают уголовному преследованию людей, организующих исключительно игры коммерческие.

Остановимся на основных понятиях и терминах, употребляемых в процессе игры.

Игра - особый вид деятельности, в которой проявляются эмоци­ональные, интеллектуальные и нравственные способности живого су­щества. Главной отличительной чертой всякой игры является ее двуплановость. С одной стороны, играющий совершает во время игры реальные действия, часто требующие сложной умственной работы, на­выков и умений, иногда очень специфических. С другой стороны, иг­ра создает новую, условную реальность, и играющий хорошо понимает условность своей деятельности. Он принимает эту условную реаль­ность и те законы, которые существуют в ней.

Игра как феномен была предметом исследования многих филосо­фов. По мнению Им.Канта, двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно верить и не верить в реальность разыгрывае­мого конфликта.

Происхождение игр связывается разными исследователями с ма­гико-культовыми ритуалами или с врожденными биологическими пот­ребностями организма и психики человека. Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи. Существует несколько концепций в подходе к феномену игр:

а) немецкого философа и психолога К.Гросса, согласно которой игра есть предварительное приспособление к условиям буду­щей жизни;

б) австрийского психолога К.Бюллера, определяющая игру как деятельность, совершаемую ради получения удовольствия от процесса деятельности;

в) голландского ученого Ф.Бейтендейка, рассматривающая игру как форму реализации общих изначальных влечений (к свобо­де, к слиянию с окружающей средой, к повторению).

Игорное дело - занятие игрой, всякая деятельность в этой об­ласти. К игорному делу относятся: игровая практика людей, порож­дающая разновидности игр и новые игры, шлифующая и корректирующая правила игр; производство предметов и орудий для игры; деятель­ность игорных домов и таких организаций как Всемирная федерация бриджа, Европейская бильярдная конфедерация, Всемирный бильярдный союз; усилия отдельных людей, изобретающих системы игры и приспо­собления для шулерской игры.

Игорный дом - специальное заведение для игры в карты, рулет­ку и другие, чаще всего азартные игры. Игорные дома были известны уже в XII веке в Италии. В начале XIX века в Париже было около 50 игорных домов. С 1873 г. игорные дома закрыты по всей Европе, кроме Монте-Карло. В России игорные дома, как и сами азартные иг­ры, часто находились под запретом.

Игорный бизнес - легальный способ зарабатывать деньги путем эксплуатации феномена игры. К игорному бизнесу относятся: игорные заведения, казино, клубы, производство предметов игры, выпуск книг на тему игры, телевизионных передач, содержащих игровое на­чало.

Игорный зал - зал для игры. Обычно в игорном доме существует несколько залов для игры в разные игры: зал рулетки, зал карточ­ных игр, зал игровых автоматов. Некоторые игры требую особых ус­ловий, например, в винтовой комнате или зале (там, где играют в “винт”) требуют соблюдать тишину, в то время как в зале для игры в кости слышен стук бросаемых костей.

Игорный стол - стол для игры, обычно обтянутый зеленым сук­ном, которое не должно быть слишком ворсистым, чтобы не мешать скольжению карт и фишек. Впервые специальный стол с вогнутым кра­ем и обитый сукном был сделан для игры в ломбер и назывался лом­берным столом. Впоследствии ломберным стали называть любой игор­ный стол, обтянутый зеленым сукном. Для игры в бильярд существует особый стол. Известны игорные столы, оборудованные приспособлени­ями для шулерской игры: прорезями, куда шулер может сбросить не­нужную карту, магнитом для игры в нарды и т.д. Выражение “игорный стол” стало нарицательным для обозначения места игры. С игорными столами связаны многочисленные легенды и игроцкие поверья (напри­мер, легенда о “Черном покрывале”, которым накрыт один из карточ­ных столов в Монте-Карло, ставшем свидетелем выигрыша, чуть не разорившего казино).

Казино - заведение для игры. Самое большое казино в мире, по данным Книги рекордов Гиннеса, это “Берсвуд Айлэнд Казино” в Пер­те (Западная Австралия), открытое 30 декабря 1985 г. Площадь его 7500 кв. м, 142 игровых стола, 200 наименований видеоигр.

Тотализатор - понятие, имеющее несколько значений:

1) на скачках и бегах - счетчик, показывающий денежные став­ки, сделанные на определенную лошадь, а также общую сумму ставок;

2) организация, принимающая ставки на лошадей (или других животных) и выплачивающая выигрыши. Во второй половине ХХ века появились организации, принимающие ставки на результат не только скачек или бегов, но и других спортивных состязаний: по футболу, шахматам, бейсболу и пр. Во многих странах тотализаторы запрещены и существуют нелегально;

3) сама игра на деньги на скачках или бегах.

Компьютерные игры - компьютерные программы, созданные для игры человека с компьютером. Большая часть таких программ разра­батывается для IBM - совместимых персональных компьютеров и телеви­зионных игровых приставок и имеет широкое распространение. Многие популярные в западных странах карточные игры имеют компьютерное воплощение: Bridge, Poker, Black Jack и др. Самая популярная в России игра - преферанс - сделана фирмой “АФ Компьютерс” (Москва) в виде компьютерной программы “Марьяж”, использующей алгоритмы А.Макарова.

Лотерея - розыгрыш вещей, денежных сумм или иных ценностей по билетам (в России - “Русское лото”, “Бинго”, “Лотто-миллион” и др.).

Правила игры - совокупность положений, нормативных и дого­ворных условий в игре, регулирующих ее процесс. Существуют прави­ла общие, применяемые во многих играх, например: на ход в масть игрок обязан класть карту той же масти, а при ее отсутствии - ко­зыря; и частные, применяемые в данной конкретной игре, например: игрок не имеет права поставить свою шашку на клетку, занятую шаш­кой противника (в игре “длинные нарды”). Кроме того в каждой игре существует ряд договорных условий, различных не только в разных играх и их разновидностях, но и в различных местностях и даже в различных компаниях; например, договорные условия в игре “префе­ранс”. Однако при всем многообразии правил и кажущейся невозмож­ности их унификации существует ряд основополагающих принципов, позволяющих выработать наилучшие правила и решить любой возможный в игре спор. Эти принципы таковы:

1) в игре все участники равны и должны иметь равные шансы на выигрыш;

2) наказание за проступок или ошибку должно равняться макси­мальной выгоде, извлекаемой при проступке или получаемой в ре­зультате ошибки.

В большинстве своем правила игр представляют собой проверен­ные временем системы, где все подчинено логике и здравому смыслу.

Ставка - сумма денег, которую игрок ставит за участие в игре (в переносном смысле - расчет, надежда на что-то или на кого-то, стремление основать свои действия на чем-либо).

Техника игры - совокупность приемов ведения игры, обеспечи­вающих преимущество одного игрока над другим. Известны такие иг­роцкие понятия: техника карточного розыгрыша - способность разыг­рать карту с наибольшей выгодой; высокая техника - хорошая техни­ка, высокий класс; технический прием - деталь карточного розыгры­ша, комбинация ходов (например, в карточной игре - импас, прорез­ка); технарь - игрок, владеющий высокой техникой розыгрыша.

Техника игры и отношение к ней игрока - сложный комплекс проблем. Исследователи выделяют два пути к вершинам профессиона­лизма в игре:

а) “от техники - к шансам”;

б) “от шансов - к технике”.

Трудно представить себе профессионала, который бы не владел в совершенстве техникой или не знал шулерских приемов: сами по себе шулерские приемы дают не так много, нужно уметь воспользо­ваться их плодами - т.е. нужна техника, а “голая техника” с тру­дом противостоит технике, усиленной дополнительными преимущества­ми. Игроки экстра-класса считают путь “от техники к шансам” пред­почтительным, так как он позволяет сначала усовершенствовать и отшлифовать на практике технические приемы, отработать способ­ность и привычку считать (вышедшие карты, вероятности и пр.), развить память и навыки психологического анализа. Если этот про­цесс становления игрока происходит под дополнительным прессом применения против него шулерских приемов, его способности разви­ваются многократно, иначе он не смог бы противостоять давлению. Кроме того, приходит умение держать себя в руках, проигрывать с достоинством и, что очень важно, анализировать причины неудачи.

Второй путь - “от шансов к технике” очень редко приводит к вершинам техники, так как среднего уровня техники достаточно, чтобы в соединении с шансом (шулерским приемом) обыграть незадач­ливого противника. Наращивание ресурсов идет, как правило, по пу­ти совершенствования шансов и способов их применения.

Стандартная игра - способ розыгрыша по одной и той же схеме, без творческого подхода, вдохновения, неожиданной идеи, хитрости, блефа. Наоборот “нестандартная игра” - яркая, творческая. Стан­дартно играть может и профессионал высокого класса (как правило, это игра надежная), но признак истинного мастерства - игра нес­тандартная.

Букмекер - официальное лицо, принимающее от игроков ставки на бегах (скачках), спортивных соревнованиях, других состязаниях.



Оглавление
Мир азартных игр
ИСТОРИЯ АЗАРТНЫХ ИГР
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АЗАРТНЫХ ИГР
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АЗАРТНЫХ ИГР И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
ИГРЫ В КОСТИ
ИГРА В БИЛЬЯРД
РУЛЕТКА
ПЕТУШИНЫЕ БОИ
СТАВКИ НА БЕГАХ. БУКМЕКЕРСТВО. ТОТАЛИЗАТОР
ЛОТЕРЕИ
АЗАРТНЫЕ ИГРЫ В КАРТЫ
Все страницы