Управление клубами

Рассмотрим это направление предпринимательской деятельности с различных точек зрения: охарактеризуем сущность клубов, их структуру и классификацию; оценим мотивацию людей, стремящихся в клубы; обрисуем управление клубом, с точки зрения бизнеса, акцен­тируя внимание на источниках доходов и основных расходах.

Клуб - это не только спортивные сооружения, массажные каби­неты, сауны, рестораны и бары, клуб – это, в первую очередь, люди, которые объединяются с определенной целью. Два элемента (типы участников и цели объединения) создают широкую гамму различий между клубами.

Традиционная классификация клубов подразделяет их на ланд­шафтные и городские, принимая за основу такого деления их место­расположение. С этим делением связано также и представление о размерах собственности, находящейся в ведении клубов.

Городские клубы, как правило, не являются владельцами со­бственной земли и работают на арендованной площади. Они тяготеют к ведению коммерческих операций преимущественно в сфере ресторан­ного обслуживания, что ограничивает возможности занятий физкуль­турой и спортом для их членов.

Ландшафтные клубы расположены в пригородной зоне, где земли много и она не так дорога. В результате эти организации имеют возможность предложить широкий перечень различных спортивных ме­роприятий как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе. Здесь также можно найти хорошие рестораны. Во многих ландшафтных клубах существуют небольшие гостиницы с числом номеров не более 30.

Хотя эта традиционная классификация охватывает большую часть клубов, она не учитывает множества других организаций этого рода, таких, как яхт-клубы, атлетические, теннисные, военные и множест­во различных гуманитарных объединений людей, которых в последнее время становится все больше.

Более общий подход к классификации клубов учитывает их нап­равленность в соответствии с целями. Различают две категории клубов: рекреационные и социальные.

Рекреационные клубы представляют объединения лиц, способствующие удовлетворению пот­ребности своих членов в отдыхе, занятиях физической культурой и спортом.

Задачей социальных клубов является развитие общественного взаимодействия.

Мотивы, которыми руководствуются люди, объединяясь в клубы, также могут быть классифицированы как рекреационные и социальные, однако, в сущности, их труднее классифицировать, чем сами клубы. Это связано с тем, что в каждом клубе существует свое понимание целей и задач, что делает их совсем непохожими друг на друга. Да­же если клуб может определить свои главные цели как социальные, люди, становясь членами такого клуба, могут преследовать и иные цели.

Если ландшафтный клуб считает себя рекреационным и подтверж­дает это наличием поля для игры в гольф, то отдельные его члены могут вообще не играть в гольф. Им может просто нравиться быть членами столь респектабельного и исключительного по своему составу общества. Различия в мотивации участия в клубе часто оказывают свое влияние на характер членс­тва.

Участники клубов могут иметь различные права в клубе, что определяется уровнем их членства. Членство в клубе подразделяется на:

1. Коллективное членство покупается фирмами для своих руко­водителей или исполнительных директоров и их семей. Владельцем билета, дающего право на членство в клубе, является корпорация, которая передает его одному из своих руководителей. Компании покупают такое участие в клубах как привилегию для своих руково­дителей, а также с целью представления фирмы в многочисленных со­циальных организациях.

2. Полное членство дает право его членам и их семьям неогра­ниченно пользоваться услугами клуба. В некоторых клубах число полных членов ограничено, и предоставление претендующему статуса полного члена требует одобрения остальных участников.

3. Членство, ограниченное какой-либо разрешенной деятель­ностью. Такое членство возможно в некоторых ландшафтных клубах для тех, кто не хочет участвовать в спортивных играх, например, в игре в гольф. Поскольку поддержание поля - довольно дорогое удо­вольствие, такие члены платят меньший вступительный и годовой взносы, чем полные члены. Таким членам разрешено пользование любы­ми услугами, в том числе услугами бассейна, ресторана и т.п., за исключением поля для игры в гольф.

4. Общественное членство, кроме прав пользования услугами ресторана, обычно предоставляет довольно широкие права. Этот тип членства используется в тех клубах, которые не имеют иных рекреа­ционных возможностей, кроме поля для игры в гольф, а также в клу­бах, где существует потребность в такого рода членстве. Преиму­щество здесь заключается в том, что оплачивается лишь тот вид де­ятельности, в котором заинтересован член клуба.

Клубы могут быть классифицированы и по характеру владения ими. Клубы, объединяющие людей с общими интересами, как правило, принадлежат своим учредителям и называются коллективными клубами. При приеме новых членов вступающие приобретают часть уставного капитала клуба и право участвовать в управлении. Если члены поки­дают клуб, они продают свой пай клубу по цене, отражающей реаль­ную стоимость с учетом популярности клуба.

В последние годы клубное дело приобрело коммерческий харак­тер. Многие организации стали создавать свои клубы и управлять ими в коммерческих целях. Такие клубы называются частными. Члены клуба платят вступительный взнос, как и в предыдущем случае, но их участие в управлении клубом ограничено. Кроме того, они не мо­гут продать или передать свое членство, если выходят из него. Однако в некоторых случаях вступительный взнос может быть возвра­щен.

Большинство клубов, как коллективных, так и частных, управ­ляется на основании Устава, а также правил, регламентирующих по­рядок его членства, определяющих виды разрешенных форм деятельности, а также характер поведения членов. В Уставе определяются назва­ние, цели и структура клуба.

Высшим органом управления клубом, как правило, является Совет Директоров. Полномочия этого органа в различных клубах имеют от­личия. Они зависят от характера владения. Но во всех случаях на Со­вет Директоров возлагается обязанность разработки направлений дея­тельности клуба в целом.

Управление текущими делами клубов передано в руки профессио­нальных управляющих, периодически отчитывающихся за свою работу перед Советом Директоров.

Организационная структура клуба определяется исходя из его функций. В основе лежит принцип разделения труда (функциональная структура).

Ландшафтные клубы, например, имеют традиционную организаци­онную структуру, которая концентрируется вокруг поля для игры в гольф или клубного дома.


На рис. 2 представлена типичная структура управления клубом, возглавляемая директором клуба. Заместителями являются руководи­тели служб, в обязанности которых входит содержание в надлежащем состоянии площадок, клубного дома и других зданий и сооружений.

Руководитель службы спортивных площадок отвечает за поддер­жание в надлежащем порядке поля для игры в гольф, а также терри­торий, прилегающих к клубному дому. Он должен иметь соответствую­щие профессиональные знания в вопросах ухода за травяными покры­тиями.

Руководитель группы тренеров по игре в гольф выполняет обя­занности, связанные с проведением программ игры в гольф, а также установки лунок. В его обязанности входит контроль за проведением уроков игры в гольф и соревнований. Кроме того, он отвечает за работу магазина спортивных принадлежностей. Если клуб имеет боль­шие поля и для передвижения по ним нужны транспортные средства, руководитель группы тренеров ведает также вопросами аренды элект­рокаров.

Этот руководитель, имея специальное образование, чаще всего выступает в качестве главного арбитра и тренера. Доход руководите­ля этой службы складывается из регулярной заработной платы и воз­награждений, выплачиваемых за судейство или тренерство.

Директор клубного дома несет ответственность за работу рес­торана, функциональных служб и гостиниц. Он должен иметь опыт ра­боты на предприятиях общественного питания, т.к. его обязанности включают контроль за работой обслуживающего персонала, в том чис­ле своих заместителей, поваров, метрдотелей, официантов.

Клубы являются коммерческими предприятиями. Частные клубы создаются с вполне определенной целью получения доходов их вла­дельцами. Коллективные клубы не преследуют специально целей изв­лечения прибыли, но так, же как и все остальные, должны существо­вать в рамках бюджета, который определяет доходы и предельные раз­меры расходов.

Главными источниками доходов как для ландшафтных, так и для городских клубов являются членские взносы и ресторанное обслужи­вание. Однако уровень доходов от этих источников может заметно отличаться в зависимости от категории клуба.

Большую часть расходов клубов как в городе, так и в сельской местности составляет заработная плата и другие платежи. Зна­чительные клубные средства в ландшафтных клубах тратятся на содержание поля для игры в гольф. В среднем стои­мость содержания поля оценивается приблизительно в 24 тыс. долларов на каждую лунку. Нетрудно подсчитать, что содержание поля со средним числом лунок 18 обходится в сумму около полумиллио­на долларов в год.

В последние годы частные клубы значительно расширили свои возможности и влияние. Очевидно, эта тенденция будет продолжаться и в будущем.



Оглавление
Организация игорного бизнеса
Управление игорным бизнесом
Управление клубами
Управление тематическими и природными парками
Содержание казино
Организация и проведение лотерей
Игровые автоматы, “Бинго”, “Бонза”
Все страницы