Функции инновационного менеджмента - Государственное регулирование инновационных процессов

Государственное регулирование инновационных процессов.

Регулирование инновационной деятельности во всех разви­тых странах мира осуществляется на различных уровнях:

на уровне государства в целом;

на уровне отдельного региона;

на уровне организации, предприятия, фирмы. Важнейшими целями государственного регулирования инно­вационной деятельности выступают:

обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;

повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;

улучшение экологической ситуации в стране;

укрепление безопасности и обороноспособности страны.

В условиях рыночной экономики эти цели достигаются пу­тем обеспечения свободы научного творчества, интеграции на­учной деятельности и образования, правовой охраны интеллек­туальной собственности, концентрации ресурсов на приоритет­ных направлениях развития науки и техноло­гий, всемерного развития международного научного сотрудничества.

Важнейшая форма государственной поддержки развития инноваций – законодательное регу­лирование инновационной деятельности, всемерная поддержка малого бизнеса, создание благо­приятного инновационного климата. Одним из инструментов осуществления государственной поддержки инновационной де­ятельности служит разработка инновационных прогнозов концепций развития российской науки. Только за последние годы приняты такие документы, как Концепция инновационной по­литики на 2001–2005 гг. в России и план действий Правитель­ства РФ по ее реализации, федеральные законы «Об инноваци­онной деятельности и государственной инноваци­онной политике» (1999 г.), «Об основах политики Российской Федерации в обла­сти развития науки и технологий на период до 2010 года и даль­нейшую перспективу» и др. В этих документах
к приоритетным направлениям государственной поддержки отнесены: биотехно­логии на основе биоинженерии; атомная и космическая техни­ка; электронно-ионно-плазменные технологии; сверхтвердые материалы, мембраны, катализаторы и др.

Ряд экономистов подразделяет условия, которые создает го­сударство для инновационной деятельности, на экономические, организационные и правовые. К экономическим можно отне­сти такие факторы, как: уровень развития рыночных отношений; активизация предпринимательства; пресечение недобросовест­ной конкуренции. Сюда же относятся создание определенных льготных налоговых условий для проведения инновационной деятельности всеми субъектами, развитие лизинга наукоемкой продукции, поддержка отечественной инновационной продукции на между­народном уровне и др.

Важными факторами организационного регулирования государством инновационной дея­тельности выступают: государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры; кадровая поддержка инновационной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и по­вышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; информацион­ная поддержка такой деятельности государством, включая обеспечение свободы доступа к сведе­ниям о завершенных научно-технических исследованиях, к данным о выполняемых и завершен­ных инновационных проектах и программах и т.п.

К числу правовых условий, создаваемых государством для инновационной деятельности, сле­дует отнести охрану прав и ин­тересов участников инноваций, правовые основы взаимоотношений субъектов, участвующих в инновационной деятельности, и др.

Все перечисленные условия способствуют созданию благопри­ятного инновационного кли­мата, обеспечению приоритета ин­новационной деятельности.

Новой формой корректировки государственной политики в области создания экономики инновационного типа является образованный Указом Президента РФ от 8 ноября 2001 г. Совет по науке и высоким технологиям при Президенте России.

Основные задачи Совета: определение приоритетных направ­лений государственной научно-технической политики и мер по ее реализации; экспертиза проектов федеральных законов
и других нормативных правовых актов, касающихся этой политики.

Поставлена задача перехода от сырьевой экономики к инно­вационной. Для этого необходимо создать целостную нацио­нальную инновационную систему с развитой инфраструктурой, цивилизованным рынком технологий и правовой охраной резуль­татов интеллектуального труда.

20 марта 2002 г. на совместном заседании Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ, президиума Государ­ственного совета и Совета безопасности принят документ «Об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перс­пективу». В нем одной из главных задач государства на ближайшие несколько лет признается «формирование национальной инно­вационной системы».
Ее создание требует установления правиль­ного баланса распределения ресурсов государства между различ­ными этапами инновационного цикла «идея – технология – производство продукции, имеющей платежеспособный спрос». С этой целью предусматривается закрыть неэффективные науч­но-исследовательские институты и лаборатории, а их фонды использовать для поддержки малого инновационного бизнеса. Предусмотрены инвентаризация научных государственных орга­низаций и реформа Российской академии наук, в результате чего будет высвобождена часть федеральной собственности, а также другие меры коренного изменения и совершенствования поли­тики государства в области развития науки.

11 декабря 2002 г. распоряжением Правительства РФ № 1764-р утверждены «Основные направления инвестиционной полити­ки Российской Федерации в сфере науки и технологий».

Главной целью государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий выступает создание финансово-эко­номических условий для реализации утвержденных Президен­том РФ основ политики в области развития науки и технологий на период до 2010 г.
и дальнейшую перспективу и приоритет­ных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации

Достижение поставленной цели осуществляется на основе интеграции усилий государства
и предпринимательского сек­тора экономики, ускорения внедрения современных инвести­ционно-финансовых механизмов привлечения негосударствен­ного российского и иностранного капитала
в сферу науки и тех­нологий.

Главным направлением повышения эффективности исполь­зования средств федерального бюджета при выполнении иссле­дований и разработок по приоритетным направлениям, в соот­ветствии с упомянутым распоряжением Правительства РФ, вы­ступает заказ государства на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку планов проведения научных иссле­дований и разработок с программами социально-экономического развития страны.

Основу заказа государства на научно-техническую продукцию составляют федеральные целевые программы в сфере науки и технологий, а также государственная программа вооружения и государственный оборонный заказ.

Формирование федеральных целевых программ осуществля­ется на основе общих принципов, определяемых Правительством РФ с учетом приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации, направлений структурной и научно-технической политики, прогнозов развития общегосудар­ственных потребностей и финансовых ресурсов, результатов анализа экономического, социального и экологического состо­яния страны, внешнеполитических
и внешнеэкономических ус­ловий, а также международных договоренностей.

Наряду с указанными общими принципами формирование федеральных целевых программ в сфере науки и технологий осу­ществляется с учетом следующих условий:

обеспечение непрерывности цикла «фундаментальные иссле­дования – поисковые научно-исследовательские работы (НИР) – прикладные научно-исследовательские и опытно-конструктор­ские работы (НИОКР) – технологии – произ­водство – рыночная реализация» и сбалансированно­сти его этапов при общей ориентации на конечный результат – се­рийный выпуск наукоемкой конкурентоспособной продук­ции в экономически целесообразных объемах;

обеспечение концентрации средств федерального бюджета и внебюджетных средств на реализацию приоритетных направ­лений и адресности мер стимулирования научно-техничес­кой
и инновационной деятельности;

осуществление выбора объектов финансирования на основе их оценки по научно-техническим, экономическим, эколо­гическим и другим критериям с учетом возможностей феде­рального бюджета.

В целях воспроизводства и развития материально-техничес­кой базы организаций научно-технической сферы предусматри­вается применение ускоренной амортизации научного оборудо­вания, исходя в том числе из фактора морального старения при­борного парка науки.

Основами государственной политики в сфере науки и техно­логий предусматривается реализация важнейших инновационных проектов государственного значения, которые базируются на научных результатах мирового уровня, полученных при осуществлении исследований по приоритетным направлениям.

Главные цели указанных проектов:

усиление позиций отечественных товаропроизводителей на рынках товаров и услуг;

снижение издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь – энергоснабжения);

увеличение доли продукции высокой степени переработки;

повышение эффективности использования сырьевой базы;

обеспечение гибкости производства.

При этом привлекательность проектов для внебюджетного инвестирования обусловлена снижением рисков за счет выпус­ка продукции, имеющей наибольший потенциал рыночной реа­лизации, а также участием государства в финансировании наи­более рисковых стадий этих проектов.



Оглавление
Функции инновационного менеджмента
Организация управления проектами
Контроль и регулирование работ по проектам
Принципы и методы управления инновационным проектом
Виды инновационного маркетинга
Стратегический маркетинг
Оперативный инновационный маркетинг
Государственное регулирование инновационных процессов
Финансирование инновационной деятельности
Формирование государственной инновационной политики и ее основные направления
Методы государственного регулирования в инновационной сфере
Органы государственного регулирования инновационного процесса
Классификация инновационных организаций
Сущность технополисов и их видов
Особенности и значение малых инновационных фирм
Сущность деловых игр
Методика подготовки и проведения деловых игр
Определение и виды прогнозов
Прогнозирование инноваций
Прогнозирование обеспечения инноваций
Прогнозирование социальных и экологических последствий инноваций
Роль малого бизнеса как «пилотного» производства в инновационном менеджменте
Стратегическое управление как составная часть инновационного менеджмента
Цели стратегического управления инновациями
Задачи стратегического управления инновациями
Необходимость и условия стратегического управления
Механизм стратегического управления
Место инновационного менеджмента в стратегическом управлении
Организация и источники финансирования инновационной деятельности
Использование собственных средств предприятия
Роль кредитных ресурсов в инновационном процессе
Лизинг как перспективный источник финансирования инноваций
Экономические функции венчурного капитала
Особенности рискового финансирования
Основные принципы минимизации финансовых рисков
Минимизация финансовых рисков в процессе выбора организационных форм венчурных капиталовложений
Минимизация финансовых рисков в процессе отбора предпринимательских проектов для венчурного финансирования
Источники венчурного капитала
Перспективы венчурного финансирования в России
Все страницы