Функции инновационного менеджмента - Классификация инновационных организаций

Классификация инновационных организаций.

В российской практике выделяют три базовые формы организации инновационного процесса:

административно-хозяйственную;

программно-целевую;

инициативную.

Административно-хозяйственная форма предполагает наличие научно-производственного центра – крупной или средней корпо­рации, объединяющей под общим руководством научные исследо­вания и разработки, производство и сбыт новой продукции. Боль­шинство фирм, выполняющих научные исследования и опытно-конструкторские разработки, функционируют
в промышленности.

Решению задач научно-технических прорывов, особенно в таких прогрессивных отраслях, как микроэлектроника, биотех­нология, робототехника и других, служит программно-целевая форма организации НИОКР. Координационная форма управления целевыми научно-техническими программами предусматривает работу участников программ в своих организациях и согласова­ние их деятельности из центра управления программой. Не ме­нее эффективным надо считать формирование (как правило, на временной основе) новых организаций для решения тех или иных крупных задач. Это так называемая чистая программно-целевая структура.

Для усиления связи между научными исследованиями, с одной стороны, и проектированием и разработкой различных принципиально новых видов техники, продукции, систем – с другой
в промышленности организуются инженерные центры. Большое внимание уделяется также созданию университетско-промышленных и университетских исследовательских центров. Управляют­ся такие центры советами, которые разрабатывают планы иссле­дований, а также организуют проведение НИОКР по договорам с заказчиками.

Комплексной формой организации взаимодействия фундамен­тальной науки с производством, распространенной в развитых индустриальных странах, служат технопарки и технополисы. Технополис – это научно-промышленный комплекс, созданный для производства новой прогрес­сивной продукции или для разработки новых наукоемких технологий на базе тесных отношений
и взаи­модействия с университетами и научно-техническими центрами.

В технополисе объединяются наука, техника и предприни­мательство, осуществляется тесное сотрудничество между ака­демической наукой, предпринимателями, местными и централь­ными органами власти. Стержнем, основой технополиса высту­пает его научно-исследовательский комплекс.

Технопарки – это крупные скопления промыш­ленных компаний с их научно-техническими подразделениями. Академическая наука здесь отсутствует, научно-исследователь­ский сектор представлен гораздо слабее, нежели в технополисе.

Научно-исследовательский комплекс в технополисе состав­ляет мозговой центр развиваю­щихся в нем предприятий и отрас­лей. Он подготавливает радикальные прорывы в технологии на основе фундаментальных научных исследований. Технополис создается таким образом, чтобы
в наибольшей степени облегчить и укрепить взаимодействие научно-исследовательского
и промыш­ленного секторов, обеспечить скорейшее освоение и коммерци­ализацию результатов научных исследований.

Промежуточной формой между административно-хозяйствен­ным и программно-целевым методами руководства процессом научно-технического развития служат временные центры, созда­ваемые для решения крупных научно-технических проблем. После завершения поставленной перед ним задачи центр реорганизу­ется.

Одна из прогрессивных форм организации инновационной деятельности — инкубаторы. Инкубатор бизнеса или инкубатор технологий – это элемент инновационной инфраструк­туры, комплекс, предоставляющий разносторонние услуги раз­личным инновационным формам, находящимся на стадии созда­ния и становления. Эти услуги могут быть консультативными, информационными, в форме предоставления в аренду оборудо­вания, помещений и др. «Инкубационный период» для фирмы-клиента длится обычно 2–3 года, после чего она покидает ин­кубатор и начинает самостоятельную деятельность.

На сегодня в мире существует и функционирует свыше 2000 бизнес-инкубаторов. Деятель­ность бизнес-инкубаторов позво­ляет ускорять реализацию инновационных проектов, способству­ет распространению передовых технологий, повышению кон­курентоспособности действующих ком­паний, обеспечению за­нятости населения, развитию отстающих секторов экономики в регионах, повышению деловой культуры и этики предприни­мательства и др.

По данным В.Г. Медынского, российские бизнес-инкуба­торы оказывают следующие услуги:

обучение основам бизнеса (70–85%);

маркетинговая поддержка (76,9%);

бухгалтерский учет и финансовый менеджмент (69,2%);

информационные услуги (84,6%);

привлечение специалистов по бизнесу (84,6%) и т.д.

Дальнейшее развитие идеи инкубатора как элемента инно­вационной инфраструктуры находит отражение в такой более сложной форме, как технопарки.

Инициативная форма организации инновационного процес­са состоит в финансировании научно-технической, консульта­тивно-управленческой и административной помощи изобрета­телям-одиночкам, инициативным группам, а также малым фир­мам, создаваемым для освоения технических и других нововведений. Значение подобных экономических и организа­ционных механизмов объясняется спецификой самого иннова­ционного процесса, особенно на ранних стадиях, когда велика степень неопределенности. Здесь главная ставка делается на че­ловеческий фактор.



Оглавление
Оглавление
Функции инновационного менеджмента
Организация управления проектами
Контроль и регулирование работ по проектам
Принципы и методы управления инновационным проектом
Виды инновационного маркетинга
Стратегический маркетинг
Оперативный инновационный маркетинг
Государственное регулирование инновационных процессов
Финансирование инновационной деятельности
Формирование государственной инновационной политики и ее основные направления
Методы государственного регулирования в инновационной сфере
Органы государственного регулирования инновационного процесса
Классификация инновационных организаций
Сущность технополисов и их видов
Особенности и значение малых инновационных фирм
Сущность деловых игр
Методика подготовки и проведения деловых игр
Определение и виды прогнозов
Прогнозирование инноваций
Прогнозирование обеспечения инноваций
Прогнозирование социальных и экологических последствий инноваций
Роль малого бизнеса как «пилотного» производства в инновационном менеджменте
Стратегическое управление как составная часть инновационного менеджмента
Цели стратегического управления инновациями
Задачи стратегического управления инновациями
Необходимость и условия стратегического управления
Механизм стратегического управления
Место инновационного менеджмента в стратегическом управлении
Организация и источники финансирования инновационной деятельности
Использование собственных средств предприятия
Роль кредитных ресурсов в инновационном процессе
Лизинг как перспективный источник финансирования инноваций
Экономические функции венчурного капитала
Особенности рискового финансирования
Основные принципы минимизации финансовых рисков
Минимизация финансовых рисков в процессе выбора организационных форм венчурных капиталовложений
Минимизация финансовых рисков в процессе отбора предпринимательских проектов для венчурного финансирования
Источники венчурного капитала
Перспективы венчурного финансирования в России
Все страницы