Методика подготовки и проведения деловых игр.

Разработка игры начинается с определения ее темы и учеб­ных целей. В теме, как правило, отражаются характер деятель­ности, масштаб управления, состав инстанций, условия обста­новки.

Например, темами могут быть: эффективность внедрения автоматизированных поточных линий на машиностроительном предприятии; экономическая эффективность повышения каче­ства продукции.

После формулирования темы устанавливаются общие учеб­ные цели, которые должны точно определить:

для чего проводится данная деловая игра;

категорию обучающихся;

чему именно следует обучать;

какие результаты ожидаются в итоге.

Ориентировочные примеры учебных целей:

показать, как нужно выполнять какую-либо конкретную за­дачу;

научить анализу исходной производственно-хозяйственной, инновационной ситуации;

показать, как следует принимать решения в определенном виде инновационной ситуации;

привить практические навыки в выполнении служебных обя­занностей установленной кате­гории должностных лиц в оп­ределенном разделе инновационной деятельности;

проверить уровень подготовленности участников (должност­ных лиц) в определенном виде инновационной ситуации.

Учебная цель игры отличается от целей ее участников. Учеб­ную цель ставит перед собой ру­ководитель игры. Участники же ставят перед собой цели в соответствии со своими игровыми должностями.

Не исключено, что участникам игры до момента ее разбора не следует знать учебных целей игры, так как это может повлиять на их действия.

После определения общих учебных целей целесообразно производить расчленение игры на отдельные этапы (фрагменты) имеющие самостоятельное содержание и свои частные учебные цели. При этом совокупные достижения частных учебных целей отдельных этапов обеспечивают достижение главных учебных целей деловой игры в целом.

Следующий этап – план подготовки и проведения деловые игры. Основные позиции плана:

разработка проспекта;

разработка сценария;

разработка программного обеспечения с контрольным примером по сценарию;

составление методических материалов;

разработка задания;

экспериментальное проведение деловой игры;

разбор деловой игры.

Проспект деловой игры включает в себя:

название деловой игры и ее общие учебные цели;

исходную обстановку с указанием состава и состояния производственно-экономических систем;

суть производственно-экономической ситуации и динамики ее изменения;

основы составления общих и частных моделей игры, которые включают перечень необ­ходимых технических и финaнсово-экономических расчетов, выполняемых ее участниками;

методику использования оргтехники (персональные компьютеры, ЭВМ) участниками дело­вой игры и аппаратом руководства;

состав участников и их роли;

последовательность и сроки разработки материалов игры.

Проспект игры – это важнейший документ, определяющий всю деятельность по ее разра­ботке. Все просчеты в проспекте oборачиваются необходимостью длительных и трудоемких переделок в дальнейшем.

На основе проспекта разрабатывается сценарий игры основной документ для ее проведения. Разрабатывая сценарий, составители разбивают игру на фрагменты (по возможности, не более двух-трех). В свою очередь, каждый фрагмент разбивается на эпизоды. Устанавливается технологиче­ское или экономическое содержание каждого эпизода и определяется его учебная цель. Затем составляются тексты информационных сообщений, с помощью которых участники игры вводятся в производственно-экономи­ческую обстановку. При этом необходимо четко определить, кому,
в каком виде и когда вручается каждое информационное сообщение. После этого составители формулируют действия участников игры. Главная позиция этих действий – выполнение технико-экономи­ческих расчетов, для чего формулируется содержание этих рас­четов с последующей разработкой алгоритмов и программ.

При проведении ручных расчетов желательно выполнение, для примера, одного из возмож­ных вариантов. Для каждого эпи­зода предполагаются возможные действия аппарата руководства, с одной стороны, по обеспечению выполнения решения участ­ников игры, а с другой – по оценке этих действий и подготовке новых информационных сообщений, показывающих участникам игры как достоинства, так и недостатки их решений.

Далее анализируется время, необходимое участникам игры на оценку обстановки, обсужде­ние, выполнение технико-экономи­ческих расчетов и на принятие решений.

Программное обеспечение деловых игр включает:

операционную среду;

пакеты программ общего назначения;

программы, специально разработанные для конкретной ин­новационной игры.

Задание на деловую игру служит документом, предназначен­ным для того, чтобы участники игры могли заранее подготовиться к ней. Поэтому задание вручается участникам примерно за не­делю до начала инновационной игры.

Задание включает в себя три части.

1. Описание технологического и финансово-экономического фона игры. В нем дается краткая характеристика условий, в которых находится производственно-экономическая система и ее отдель­ные элементы, что дает возможность участникам игры прини­мать конкретные исходные решения в соответствии со своими должностями.

2. Справочные материалы содержат данные о состоянии про­изводственно-экономической системы в целом и отдельных ее элементов: климатических и природных условиях, коммуника­циях, материально-техническом обеспечении, возможностях сбыта продукции, кадровом составе и т.д.

3. Организационные указания. Перечисляются должности иг­рающих, состав руководства, указывается, кто из играющих какую работу должен выполнить к началу и в процессе игры, ка­кие материалы разработать, кому и когда их представить. В этой же части приводится перечень литературы, которую участники должны изучить к началу игры.

Методическая разработка деловой игры содержит порядок действий руководителя с момента вручения задания участникам и до ее окончания. Методическая разработка проводится на основании сценария. Эпизод за эпизодом подробно описываются ожидаемые варианты действий участников игры с вероятными мотивировками этих действий, пояснениями всех расчетов
и описанием контактов между участниками. Основная линия ру­ководителя игры определяется последовательностью эпизодов сценария и выполнением конкретных расчетов по соответству­ющим алгоритмам вручную или с использованием оргтехники (ЭВМ, персональных компьютеров). Указывается порядок ана­лиза выходных данных (результатов расчета).

Итоговая часть разработки – это определение места проведения деловой игры и потребно­сти в материальном обеспечении.

К методической разработке прилагаются проспект и сцена­рий деловой игры, алгоритмы и программы решения задач на ЭВМ, задание слушателям. Эти документы входят в сборник мате­риалов по деловой игре.

Проведение деловых игр. Игра начинается с объявления руко­водителем темы деловой игры и ее временного начала.

Если в задании указано, что играющие должны оценить об­становку и подготовить на момент начала игры свои решения, то, в соответствии со сценарием, после начала играющие крат­ко излагают обстановку и объявляют свои решения.

Очень часто подготовка исходных решений заданием не пре­дусматривается. В этом случае руководитель кратко обрисовы­вает обстановку и дает время для ее анализа. После этого начи­нается проведение деловой игры в соответствии с планом. Ру­ководитель проигрывает фрагмент за фрагментом (внутри каждого фрагмента – эпизод за эпизодом), выдерживая временную пос­ледовательность в соответствии со сценарием, корректирует время, исходя из складывающейся обстановки и действий участников игры.

После вручения вводной исходной информации руководитель должен предоставить участникам время на обдумывание ее со­держания, на обсуждение ситуации со смежниками, подчинен­ными, руководством и лишь после этого требовать соответству­ющих действий
и решений. Темп игры должен быть достаточно высоким, что возможно при интенсивной работе участников. Контакты участников друг с другом по ходу выполнения отдель­ных фрагментов должны устанавливаться в порядке должност­ных отношений, соответствующих деловой игре.

Руководитель выявляет степень обоснованности тех или иных решений участников игры. Если решение недостаточно обосновано или неверно, то с помощью вводных исходных данных следует дать возможность участникам произвести необходимую корректировку. «Розыгрыш очередных эпизодов должен начинаться с объяв­ления итоговых данных по предшествующим событиям.

Чтобы в деловой игре были достигнуты поставленные учеб­ные цели, а ее ход естественно определялся действиями и реше­ниями участников, руководителю следует:

наблюдать за действиями участников игры, фиксировать все решения, учитывать время и взаимодействие отдельных групп и участников;

анализировать решения и действия участников игры путем проведения соответствующих расчетов;

оценивать промежуточные решения играющих;

корректировать план проведения игры путем подготовки со­ответствующих вводных исходных данных.

Фрагменты, эпизоды и вся игра заканчиваются по мере дос­тижения соответствующих учебных целей.

Игра завершается подготовкой и формированием заключи­тельных решений ее участников.

Разбор деловой игры – главная заключительная часть ее про­ведения. Все его положения необ­ходимо основывать прежде всего на результатах числовых расчетов, а также примерах производ­ственно-экономической практики. Разбор начинается с объяв­ления общих учебных целей. Далее руководитель анализирует основные теоретические (методические) производственно-экономиче­ские положения, которые связаны с соответствующими решениями и действиями участников игры. Затем в хронологи­ческом порядке рассматриваются решения участников, вскры­ваются ошибки и показывается правильный порядок действий, исключающий допущенные ошибки.

В результате разбора главных положений у обучающихся дол­жно сложиться четкое представ­ление о том, как им следовало действовать в конкретных условиях обстановки, созданной
в деловой игре.

В завершение разбора целесообразно дать оценки действий основных участников деловой игры.



Оглавление
Функции инновационного менеджмента
Организация управления проектами
Контроль и регулирование работ по проектам
Принципы и методы управления инновационным проектом
Виды инновационного маркетинга
Стратегический маркетинг
Оперативный инновационный маркетинг
Государственное регулирование инновационных процессов
Финансирование инновационной деятельности
Формирование государственной инновационной политики и ее основные направления
Методы государственного регулирования в инновационной сфере
Органы государственного регулирования инновационного процесса
Классификация инновационных организаций
Сущность технополисов и их видов
Особенности и значение малых инновационных фирм
Сущность деловых игр
Методика подготовки и проведения деловых игр
Определение и виды прогнозов
Прогнозирование инноваций
Прогнозирование обеспечения инноваций
Прогнозирование социальных и экологических последствий инноваций
Роль малого бизнеса как «пилотного» производства в инновационном менеджменте
Стратегическое управление как составная часть инновационного менеджмента
Цели стратегического управления инновациями
Задачи стратегического управления инновациями
Необходимость и условия стратегического управления
Механизм стратегического управления
Место инновационного менеджмента в стратегическом управлении
Организация и источники финансирования инновационной деятельности
Использование собственных средств предприятия
Роль кредитных ресурсов в инновационном процессе
Лизинг как перспективный источник финансирования инноваций
Экономические функции венчурного капитала
Особенности рискового финансирования
Основные принципы минимизации финансовых рисков
Минимизация финансовых рисков в процессе выбора организационных форм венчурных капиталовложений
Минимизация финансовых рисков в процессе отбора предпринимательских проектов для венчурного финансирования
Источники венчурного капитала
Перспективы венчурного финансирования в России
Все страницы