Функции инновационного менеджмента - Прогнозирование инноваций

Прогнозирование инноваций.

Прогнозирование инноваций – это сложный, противоречивый процесс с большой долей риска, трудности при этом возникают с учетом следующих факторов: изменения спроса на прогнозируемую продукцию; изменения цен на данную продукцию и, соответственно, при­были; собственных издержек на прогнозируемую продукцию; действий конкурентов, особенно
в части создания и внедре­ния инноваций; перспектив развития инноваций.

При создании новой продукции организация осуществляет определенные затраты на НИОКР, и чем меньше будет спрос на продукцию, тем дороже она будет для покупателя в силу значитель­ной доли расходов на НИОКР.

Изменение цен может произойти под влиянием таких факто­ров, как резкое повышение требований к экономической и эко­логической безопасности, изменение цен на сырье и материалы. Поэтому в прогнозах управляющие инновационным процессом должны учитывать следующие обстоятельства:

в современных условиях вся экономическая конкуренция сво­дится к борьбе за рынки сбыта и источники сырья, причем для государств и крупных компаний решающее значение при­обретает доступ к источникам сырья, а для средних и мел­ких компаний – к рынкам сбыта;

требования по экономической и экологической безопаснос­ти постоянно ужесточаются;

требования к качеству рабочей силы повышаются, что не­избежно приводит к росту цен как следствию увеличения заработной платы;

ужесточаются требования к качеству материалов, что влечет за собой рост цен на продукцию первичной переработки (чер­ные, цветные металлы, пластмассы и т.д.);

наиболее сложные изделия будут и наиболее дорогими, что соответственно увеличивает долю НИОКР в ценах на про­дукцию.

Невозможность полного учета собственных издержек на про­гнозируемую продукцию обу­словлена такими факторами, как непредвиденные расходы на дополнительные исследования; по­вышение цен на свою продукцию со стороны поставщиков ком­плектующих узлов и организаций, осуществляющих научные разработки в соответствии с планом научных работ; рост зар­платы, аренды, тарифов. В целом следует исходить из практи­ческого опыта, учитывая ситуации, когда собственные издерж­ки увеличивались по сравнению с намеченными. Следователь­но, необходим определенный поправочный коэффициент.

Учет действий конкурентов в современных условиях зави­сит прежде всего от размеров ком­пании и степени наукоемкости, а следовательно, и дороговизны продукции. Чем больше компа­ния, тем меньше число конкурентов. Конкуренция между крупными компаниями в определенной мере прогнозируема в силу больших расходов на массовое производство новой техники. Так, по расчетам экспертов, организация выпуска нового лег­кового автомобиля требует около одного миллиарда долларов США и значительных затрат времени. Чем же меньше компа­ния, тем сложнее учитывать действия конкурентов, особенно в части появления новых технических образцов, для создания которых не требуется значительных материальных и трудовых затрат.

Сложную проблему представляет учет перспектив развития тех или иных инноваций или но­вовведений. В истории разви­тия техники были примеры того, как определенная инновация за сравнительно короткий период достигала расцвета, но даль­нейшее развитие очень быстро пре­кращалось и от такой техники приходилось отказываться. Есть такие виды техники, ко­торые до сих пор пользуются спросом благодаря их качеству, хотя технические инновации практически не­возможны, например, ре­вольверы, в отношении которых инновации не применяются уже сто лет. Следует отметить, что каждый вид техники имеет свои ограничения в части улучшения показателей. В настоящее вре­мя некоторые виды техники практически исчерпали резервы повышения своей эффективности. Так, паровые турбины име­ют предельный коэффициент полезного действия не более 45%, а ныне существующие обеспечивают не менее 38–40%.

Следует отметить, что, создавая какой-либо вид техники, кон­структоры стараются заложить
и возможности дальнейшей модер­низации этого вида техники. Опыт последних 50 лет показал, что дорогостоящая техника постоянно модернизируется, что позволяет резко увеличивать сроки ее службы.



Оглавление
Функции инновационного менеджмента
Организация управления проектами
Контроль и регулирование работ по проектам
Принципы и методы управления инновационным проектом
Виды инновационного маркетинга
Стратегический маркетинг
Оперативный инновационный маркетинг
Государственное регулирование инновационных процессов
Финансирование инновационной деятельности
Формирование государственной инновационной политики и ее основные направления
Методы государственного регулирования в инновационной сфере
Органы государственного регулирования инновационного процесса
Классификация инновационных организаций
Сущность технополисов и их видов
Особенности и значение малых инновационных фирм
Сущность деловых игр
Методика подготовки и проведения деловых игр
Определение и виды прогнозов
Прогнозирование инноваций
Прогнозирование обеспечения инноваций
Прогнозирование социальных и экологических последствий инноваций
Роль малого бизнеса как «пилотного» производства в инновационном менеджменте
Стратегическое управление как составная часть инновационного менеджмента
Цели стратегического управления инновациями
Задачи стратегического управления инновациями
Необходимость и условия стратегического управления
Механизм стратегического управления
Место инновационного менеджмента в стратегическом управлении
Организация и источники финансирования инновационной деятельности
Использование собственных средств предприятия
Роль кредитных ресурсов в инновационном процессе
Лизинг как перспективный источник финансирования инноваций
Экономические функции венчурного капитала
Особенности рискового финансирования
Основные принципы минимизации финансовых рисков
Минимизация финансовых рисков в процессе выбора организационных форм венчурных капиталовложений
Минимизация финансовых рисков в процессе отбора предпринимательских проектов для венчурного финансирования
Источники венчурного капитала
Перспективы венчурного финансирования в России
Все страницы