Функции инновационного менеджмента - Роль кредитных ресурсов в инновационном процессе

Роль кредитных ресурсов в инновационном процессе.

Кредит в наибольшей степени соответствует характеру рыночных отношений, учитывая условия его предоставления (возвратность, срочность, обеспеченность). Он может применяться
и на всех этапах инновационной деятельности, в финансировании заказов реального сектора экономики, выполняемых в научно–технической и инновационной сферах.

Привлечение средств для финансирования инновационной деятельности возможно на основе коммерческого кредитования, предусматривающего предоставление поставщиками своим покупа­телям кредита в виде отсрочки платежа, оформляемой векселем. Вексельный оборот в сфере ин­новационной деятельности может получить распространение при принятии заказчиком (векселе­дателем) обязательств уплатить исполнителям инновационных работ сумму, указанную в векселе (простой вексель), либо обязательств уплатить причитающуюся сумму своим кредиторам-соис­полнителям (переводный вексель) за поставленные материалы, оборудование и при распростране­нии страховых услуг на риски, связанные с научно–исследовательской и инновационной дея­тельностью и способные привести к неприятию заказчиком инновационного продукта в целом или его отдельных составляющих.

Повышение реальных доходов населения и восстановление доверия к государству позволит вовлечь в финансирование инновационной деятельности сбережения большей части населения. Текущий объем этих сбережений оценивается в несколько десятков миллиардов долларов. Боль­шая часть этих средств находится в руках состоятельных слоев, использующих их в качестве ис­точника накопления (в основном в жилищном строительстве), вкладывающих средства в кратко­срочные высокодоходные активы либо переводящих их за границу. Для привлечения сбережений населения с целью финансирования нововведений в зарубежных странах используются специали­зированные фонды, которым предоставляются государственные гарантии при выдаче ими займов мелким и средним предприятиям.

Необходимость развития рынка венчурных инвестиций в России связана с тем, что банков­ская система после кризиса 1998 г. еще не смогла обрести способность финансировать промыш­ленность. Развитие альтернативного рынка капиталов на базе фондов инновационного (венчур­ного) инвестирования в отличие от традиционного рынка (займы, кредиты, рынок ценных бумаг) позволит согласовать интересы инвесторов и создателей прорывных технологий, на воплощение которых у предприятий в настоящее время нет средств.

Венчурные (инвестиционные) фонды могут финансировать инновационные проекты на безвозмездной (льготной) основе, аккумулируя и перераспределяя капитал из многоканальных источников в инновационную деятельность. Риск, связанный с финансированием инноваций,
в этом случае распределяется между различными партнерами пропорционально их долевому участию в акционерном капитале фонда. Вероятность получения прибыли возрастает благодаря вкладыванию средств фонда одновременно в несколько иннова­ционных проектов.

Прототипами венчурных фондов в России являются региональ­ные венчурные фонды, созданные по инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), фонд США – Россия, Российская ассоциация венчурного инвестирования. Аналогичные фонды могут формироваться на основе модели закрытого (интер­вального) паевого фонда. Однако в целом уровень венчурных инве­стиций в России крайне низок, что связано с отсутствием правовой базы, необходимой для развития системы венчурного инвестирова­ния, с неурегулированностью отношений в области интеллектуаль­ной собственности, с отсутствием менеджеров, способных оценить рыночные перспективы инновационных проектов, а также с про­чими факторами.

В России в настоящее время созданы и функционируют Рос­сийский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содейст­вия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфе­ре, фонд «Международный инкубатор технологий», Русский техно­логический фонд (венчурный)
и др. Управление венчурным фондом осуществляет инновационная компания, занимающаяся поиском, отбором, анализом, экспертизой и управлением инновационными проектами. Отношения с реципиентами капитала основываются на специальной договорной базе.

Поскольку инновационная деятельность носит рисковый характер, венчурные (инновацион­ные) фонды должны диверсифициро­вать свои риски, формируя портфели проектов. Как свидетельствует опыт экономически развитых стран, в портфелях инновационных фондов 9 из 10 фи­нансируемых проектов могут оказаться убыточ­ными, однако последний проект должен принести не менее 100% прибыли, чтобы усредненно получалась высокая 100%-ная при­быль.
В этих стра­нах в инновационные фонды инвестируют средст­ва национальные коммерческие банки, корпора­ции, частные лица, инвестиционные банки, а также институциональные международ­ные инве­сторы (МБРР, ЕБРР, международные фонды венчурного капитала).

В Российской Федерации потенциальными источниками вен­чурных фондов могут стать ресурсы избыточного промышленного и торгового капитала, накопленный частный капитал, сфор­мировав­шийся из доходов высокооплачиваемых управленцев и специалистов, которые уже про­шли этапы усиленного потребления и созда­ния резервных сбережений. Долгосрочный финансо­вый капитал могут предоставлять пенсионные фонды и страховые компании, нуждающиеся
в размещении и приращении активов.

Венчурные фонды могут привлечь значительную долю «серого» (полулегального) и крими­нального капиталов. Интенсивность дея­тельности инвесторов рискового капитала отражает сте­пень их ма­териальной заинтересованности в подобной форме вложения средств. При прочих рав­ных условиях такая заинтересованность может обусловливаться следующими обстоятельствами:

отсутствием альтернативных способов вложения капитала, приносящих высокий процент (осознанием деловыми кру­гами высокой коммерческой эффективности успешных но­вовведений);

низкой ставкой ссудного процента для традиционных опе­раций на кредитном рынке;

стимулированием рискового финансирования, денежно-кредитной политикой государства;

объединенными интересами промышленно-финансовых групп и т.д.

С целью развития отечественного рынка венчурного капитала риски венчурных предприни­мателей должны стимулироваться госу­дарством путем предоставления льгот на рынках кредит­ных ресур­сов, а также снижением налогов инновационным фирмам и вен­чурным предприятиям.

Среди специализированных фондов, активно участвующих в финансировании инновацион­ных проектов за рубежом, значитель­ную роль играют пенсионные фонды. Однако государствен­ный и негосударственные пенсионные фонды в России не вправе зани­маться коммерческой дея­тельностью, а размещение активов негосу­дарственных пенсионных фондов осуществляется спе­циализиро­ванными компаниями, взаимоотношения которых с этими фондами строятся на основе договоров об управлении их активами. Активы негосударственных пенсионных фондов, вложен­ные в инновацион­ные проекты, в нашей стране не превышают 10%, тогда как в эко­номически развитых странах пенсионные фонды – крупнейшие инвесторы. Участию отечественных пенси­онных фондов в финан­сировании инновационных процессов в России способствовало бы норма­тивное обеспечение их деятельности на основе специального закона.

Формой косвенного финансирования инновационных процес­сов выступает франчайзинг. Франчайзинг это предоставление компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франшизы) на производство или продажу товаров или услуг под товарным знаком или знаком обслуживания данной компании либо по ее технологии. Франчайзинг позволяет сократить рас­ходы на разработку технологий производства, на завоевание рынка, организацию обучения персо­нала, рекламу, а также предоставляет другие виды финансового технологического и коммерче­ского содействия. Это снижает риски потерь, связанные с попыткой самостоятельного создания нового предприятия. Контрактом оговариваются период, на который выдается лицензия, террито­рия, где будут производиться или реализовываться товары или услуги, форма платежа.

Росту инновационной активности российских предприятий могут способствовать иностран­ные инвестиции, поскольку прямые вложения иностранного капитала предпочтительнее кредитов, увеличивающих внешний долг страны. Государственная стратегия привлечения иностранных инвестиций позволит создать условия для роста российской экономики на основе притока новей­ших технологий в приоритетные отрасли, что усилит конкурентные позиции российских товаропроизводителей на мировом рынке. Реализация государственной стратегии привлечения зарубежных инвестиций в реальный сектор российской экономики предполагает создание благо­приятного инвестиционного климата и эффективного механизма их мобилизации. С этой целью государственные органы управления должны сформулировать систему льгот и преимущественных прав для иностранных инвесторов, а также для создателей совместных предприятий, закрепив их в налоговом и таможенном кодексах и в других законодательных актах.

В настоящее время иностранные инвестиции являются преимущественно прямыми, несмотря на существенную заниженность стоимости акций российских предприятий. В дальнейшем это может привести к установлению со стороны иностранных инвесторов контроля за наиболее кон­курентоспособными российскими предприятиями. Вероятно, преобладающей формой приобрете­ния иностранными инвесторами акций отечественных предприятий должны стать конкурсы, причем покупка акций должна обусловливаться участием инвестора в технико-технологических инновациях на предприятиях.

Как свидетельствует практика притока иностранных инвестиций в лесную промышленность, зарубежные инвесторы не стремятся к модернизации этой отрасли, объем продукции которой по­стоянно сокращается. Следовательно, установление контроля над российскими предприятиями может быть связано со стратегическими пла­нами усиления монопольного положения зарубежных предприятий на мировом рынке и вытеснения отечественных товаропроизводи­телей даже
с российского рынка.

Помимо топливной, пищевой и лесной промышленности при­оритетными отраслями для ино­странных инвесторов являются ме­таллургический комплекс, легкая, машиностроительная промыш­ленность, строительство и связь. Вместе с тем крупномасштабного зарубежного инвести­рования в промышленность России пока не наблюдается, а сами зарубежные инвестиции не превышают в сред­нем 5 млрд долл. в год, тогда как сумма вкладов отечественных бизнесменов на счетах иностранных банков составляет ежемесячно до 1,5–2 млрд долл. Вывезенные из России за последние годы ва­лютные средства в случае их реинвестирования в российскую эко­номику могли бы полностью удовлетворить потребности страны в инвестициях, что возможно лишь при условии стабилизации эко­номической, правовой и политической обстановки. Такие условия необходимы
и для вовлечения кредитных институтов в процессы финансирования инновационных проектов.

Коммерческие банки могут кредитовать НИОКР, выполняемые научными организациями по договорам с заинтересованными за­казчиками, оплачивающими работы после их полного заверше­ния и приемки. Банк может выполнять функции координатора инноваци­онного проекта от имени конкретного органа, являющегося вла­дельцем денежных средств. Это обеспечит повышение эф­фективно­сти вложения средств и ответственности исполнителей, поскольку финансовый институт может прибегать к требованиям неустойки за ненадлежащее выполнение договора. Наиболее ши­роко кредит мо­жет использоваться в инновационной деятельности непосредствен­но на самих предприятиях, поскольку позволяет последним осуще­ствлять инновации без крупных единовре­менных отвлечений на эти цели собственных оборотных средств.

Российские коммерческие банки, будучи в основном универ­сальными, имеют сравнительно небольшой собственный капитал и низкий его удельный вес в активах, преобладание краткосрочных пассивов (что ограничивает возможность долгосрочных вложений), высокую долю остатков по счетам предприятий и организаций в пассивах, проблемы ликвидности своих активов и т.д. Таким обра­зом, собственные средства банков относительно невелики, а при­влекаемые имеют в основном краткосрочный характер. Эти осо­бенности не позволяют большинству отечественных банков осуще­ствлять долгосрочное кредитование инновационных проектов.

В отличие от мировой практики в России долгосрочные креди­ты относятся к наиболее рискованным, а ставка по ним остается самой низкой из-за ограниченности финансовых возможностей заемщиков. Характерным для российских банков является не только недостаток собственного капитала, но и высокая ставка резервирования.

Остроту проблемы надежного заемщика в практике инновационной деятельности уменьшает практика получения банками лик­видного залога под выдаваемый кредит. Кредитование клиентов без дополнительного обеспечения возможно только при достаточно прочном положении предпри­ятия на рынке. В качестве обеспече­ния ссуды выступают: залог (земля, здания, прочая недвижи­мость, товарно-материальные запасы, ценности, ценные бумаги), гарантии, поручительства, стра­хование кредитного риска, переуступка (цессия) в пользу банка требований заемщика к третьему лицу. Имеются объективные ограничения, связанные с использованием залога как средства мини­мизации риска, так как предприятий и организаций, способных предоставить залог, отвечающий требова­ниям банка, относительно немного.

Массовое кредитование реального сектора сдерживается разры­вом между процентными ставками и уровнем рентабельности в среднестатистических отраслях, оцениваемом в 6–8%. Пока кредит остается раритетным инструментом, банки ведут поиск и освоение дополнительных востребованных рынком инструментов привлече­ния и размещения капитала – создают рынок корпоративных обли­гаций, венчурные формы привлечения инвестиций. Однако, на наш взгляд, следует разработать нормативно-правовое обеспечение и адекватные механизмы реализации этих форм.

В случае если российские банки не смогут доказать свои ком­мерческие преимущества
в накоплении средств и направлении их в реальный сектор экономики, то эти функции могут пе­рейти к ино­странным банкам и новым для страны рыночным институтам, бо­лее приспособленным к поиску новых источников прибыли в усло­виях финансовой стабильности – инвестиционным банкам, рас­четным центрам, инвестиционным и пенсионным фондам, общест­вам взаимного кре­дитования.

Стабилизация финансового положения в России, характери­зующаяся последовательным сни­жением ставки рефинансирования, увеличением золотовалютных резервов Центробанка, плавным рос­том денежной массы и вытеснением бартера, снижением уровня рентабельности, постепенным уменьшением внутренней задолжен­ности и другими факторами, оставляет коммерческим банкам, не стремящимся к инвестированию в реальный сектор экономики и не интегрированным в устой­чивые финансово-промышленные группы, лишь расчетно-кассовые и обменные операции.

Итак, использование кредита для финансирования инноваци­онной деятельности не получает
в нашей стране широкого распро­странения. По оценкам ряда экономистов, за счет кредитов ком­мерческих банков финансируется не более 3–4% инновационных проектов. Доля долгосрочных кредитов не превышает 5% общей суммы кредитных вложений в экономику. К сожалению, в наи­меньшей степени кредит доступен малым предприятиям, осуществ­ляющим инновационную деятельность.

В экономической литературе присутствуют рекомендации, на­правленные на повышение заинтересованности коммерческих бан­ков в кредитовании инновационной деятельности (в том числе ус­тановление льготных ставок налога на прибыль в зависимости от ее инвестирования в долгосрочные проекты, снижение норм обяза­тельного резервирования средств на корреспондент­ских счетах ЦБ РФ при финансировании инновационных проектов). Встречаются предложения об использовании административно-правовых мер воздействия, связанных с принудительным на­правлением части получаемой банками прибыли на формирование внебюджетных ин­новационных фондов при получении банком комиссионного возна­граждения, но, к сожалению, правительство их не использует и не стимулирует банковское кредитование инноваций.

Нам представляется, что государству следует принять более ради­кальные меры, направлен­ные на повышение заинтересованности кре­дитных учреждений в обслуживании инновационной сферы, а именно:

исключить или существенно сократить суммы срочной за­долженности предприятий, реализующих инновационные проекты, из облагаемой налогом прибыли банка;

уменьшить размер обязательных резервов в ЦБ на 50% коммерческих банков, кредитующих инновационные проек­ты отечественных предприятий;

гарантировать своевременный возврат полученных от ком­мерческих банков кредитов путем беспроцентного кредито­вания со стороны ЦБ на определенные сроки пролонгирования просроченных кредитов;

предоставлять коммерческим банкам для кредитования ин­новационных процессов целевые ресурсы ЦБ РФ по более низким ставкам.

Целесообразен перевод коммерческих банков, кредитующих инновационную деятельность на всех ее стадиях, на льготное нало­гообложение при обеспечении государственных и частных гарантий возврата кредитов с помощью государственных дотаций, залогов, инновационных фондов и т.д.

В целях создания и дальнейшего развития отечественных регио­нальных научно-технических ассоциаций, наукоградов и технопо­лисов государству следует инициировать и стимулировать формиро­вание банковских пулов с привлечением иностранных инвесторов для предоставления консорциальных кредитов. Подобные пулы могли бы использоваться и для финансирования крупномасштаб­ных мероприятий по организации инновационного производства в приоритетных отраслях национальной экономики.



Оглавление
Функции инновационного менеджмента
Организация управления проектами
Контроль и регулирование работ по проектам
Принципы и методы управления инновационным проектом
Виды инновационного маркетинга
Стратегический маркетинг
Оперативный инновационный маркетинг
Государственное регулирование инновационных процессов
Финансирование инновационной деятельности
Формирование государственной инновационной политики и ее основные направления
Методы государственного регулирования в инновационной сфере
Органы государственного регулирования инновационного процесса
Классификация инновационных организаций
Сущность технополисов и их видов
Особенности и значение малых инновационных фирм
Сущность деловых игр
Методика подготовки и проведения деловых игр
Определение и виды прогнозов
Прогнозирование инноваций
Прогнозирование обеспечения инноваций
Прогнозирование социальных и экологических последствий инноваций
Роль малого бизнеса как «пилотного» производства в инновационном менеджменте
Стратегическое управление как составная часть инновационного менеджмента
Цели стратегического управления инновациями
Задачи стратегического управления инновациями
Необходимость и условия стратегического управления
Механизм стратегического управления
Место инновационного менеджмента в стратегическом управлении
Организация и источники финансирования инновационной деятельности
Использование собственных средств предприятия
Роль кредитных ресурсов в инновационном процессе
Лизинг как перспективный источник финансирования инноваций
Экономические функции венчурного капитала
Особенности рискового финансирования
Основные принципы минимизации финансовых рисков
Минимизация финансовых рисков в процессе выбора организационных форм венчурных капиталовложений
Минимизация финансовых рисков в процессе отбора предпринимательских проектов для венчурного финансирования
Источники венчурного капитала
Перспективы венчурного финансирования в России
Все страницы