Теоретические и методологические основы инновационного менеджмента - Классификация инноваций и их специфика

Классификация инноваций и их специфика.

Анализ сущности инноваций и различных подходов к их классификации позволил выделить следующие основные группы инноваций, различающихся по:

1) сфере приложения – научно-технические, организационно-экономические и социально-культурные;

2) характеру удовлетворяемых потребностей – создающие новые потребности и развиваю­щие существующие;

3) предмету приложения – инновация-продукт, инновация-процесс, инновация-сервис, инно­вации-рынки;

4) степени радикальности – базисные, системные, прирастающие, псевдоинновации;

5) глубине изменений – регенерирование первоначальных свойств, количественные измене­ния, адаптивные изменения, новый вариант, новый вид, новый род;

6) причинам возникновения – стратегические и реактивные (адаптивные);

7) масштабам распространения – применяемые в одной отрасли и применяемые во всех или многих отраслях;

8) роли в процессе производства – основные и дополняющие;

9) характеру связи с научным знанием – восходящие и нисходящие.

Рассмотрим содержание третьей групп инноваций.

Инновация-продукт – это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме (прежде всего, в форме товара) за пределы предприятия. Этот тип инноваций требует значительных инвестиций, так как разработка новых продуктов требует разработки инноваций-процессов.

Инновация-процесс – это техническое, производственное и управленческое усовершенство­вание, снижающее стоимость производства существующего продукта. Данные инновации менее рискованные, чем продуктовые, а в ряде случаев являются и менее капиталоемкими.

Инновация-сервис – инновация, связанная с обслуживанием процессов использования про­дукта за пределами предприятия (например, программное обеспечение компьютеров).

Инновации-продукты и инновации-процессы тесно связаны и могут переходить друг в друга. Например, разработанные предприятием оборудование и инструмент, применяющиеся при произ­водстве товарной продукции внутри предприятия и не выходящее за его пределы, являются инно­вациями-процессами. Если эти оборудование и инструмент продаются «на сторону», то они стано­вятся инновациями-продуктами. Если предприятие разрабатывает для внутреннего пользования усовершенствованное программное обеспечение – это инновация-процесс. Если это делает спе­циализированная фирма с целью продажи программного обеспечения стороннему потребителю, то речь идет об инновации-продукте.

Теперь рассмотрим классификацию инноваций по степени радикальности.

Базисные инновации – это инновации, возникшие на базе крупных изобретений, дающие на­чало новым, ранее не известным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах.

Системные инновации представляет собой новые функции посредством объединения со­ставных частей радикальных инноваций новым способом.

Улучшающие инновации – это малые, но важные улучшения продуктов, процессов, сервиса. Прирастающие инновации продолжают техническое улучшение и распространяются на приложе­ния радикальных и системных инноваций.

Псевдоинновации – это внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к из­менению их потребительских характеристик.

Внедрение инноваций оказывает влияние на продуктово-технологические и рыночные воз­можности фирмы. Инновации могут сохранять или разрушать эти возможности. В связи с этим можно выделить три типа инноваций: архитектурные, нишесоздающие и регулярные.

Архитектурные инновации – это инновации, приводящие к устареванию существующих технологий и продуктов, а также рыночно-потребительских связей.

Нишесоздающие инновации сохраняют продуктово-технологические возможности, но разру­шают существующие рыночно-потребительские связи. Они создают новые рыночные ниши для существующих технологий и продуктов.

Регулярные инновации «консервируют» как продуктово-технологические возможности, так
и рыночные связи. Данный тип инноваций имеет место тогда, когда происходит совершенствова­ние продуктов и технологий.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на суще­ствующие потребности или могут создавать новые. В процессе производства можно выделить ос­новные и дополняющие нововведения. Основные продуктовые инновации создают новые риски и лежат в основе новых отраслей; дополняющие продуктовые инновации расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические инновации составляют базис крупных технологических систем, а дополнительные технологические инновации развивают имеющиеся базисные технологии.

По масштабам распространения могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и инновации, которые находят применение во всех отраслях народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций по времени следуют друг за другом.

Восходящие инновации создаются на основе новых знаний, нисходящие инновации имеют
в своей основе имеющуюся базу знаний и их коммерциализацию.

Типизация инноваций по рассмотренным выше признакам позволит:

– осуществлять «привязку» к типу инноваций того или иного типа стратегии, иными словами, тип инновационной стратегии любого уровня зависит от преобладающего типа инноваций;

– конструировать экономические механизмы и организационные формы управления в зависи­мости от типа инноваций;

– определить положение, формы реализации и продвижения на рынке, которые неодинаковы для различных типов инноваций.



Оглавление
Теоретические и методологические основы инновационного менеджмента
Основные определения и классификация инноваций
Цикличность и закономерность развития
Приоритеты в управлении и тенденции развития
Инновационная деятельность как объект управления
Управление созданием и внедрением нововведения
Виды инноваций и их классификационные признаки
Классификация инноваций и их специфика
Организационные структуры инновационного менеджмента
Причины возникновения инновационного менеджмента
Развитие и современное состояние инновационного менеджмента
Сущность инновационного менеджмента
Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента
Основные функции инновационного менеджмента
Организационные структуры инновационных организаций
Особенности организационных структур исследовательских организаций
Основа формирования инновационных организаций
Понятие и основные элементы инновационного проекта
Виды и содержание инновационных проектов
Сущность и принципы управления инновационными проектами
Порядок разработки инновационного проекта
Оформление проектной документации
Завершение инновационного проекта
Все страницы