ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ

Возможно ли прогнозировать возникновение конфликтной ситуации и конфликта? И если возможно, то как? Прежде чем ответить на эти два взаимосвязанных вопроса, следует обратиться к выделенной нами формуле:

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент

Очевидно, для того чтобы прогнозировать конфликтную ситуацию и конфликт, необходимо знать и уметь определять:

1. Кто потенциальные участники возможной конфликтной ситуации и способны ли они спровоцировать инцидент?

2. Имеется ли проблема (объект)?

3. Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация по разрешению проблемы?

4. Какова вероятность возникновения инцидента?

Итак, конфликт может возникнуть только при наличии всех четырех компонентов, его составляющих.

Поэтому практические действия по прогнозированию конфликта должны включать в себя анализ каждого из выделенных нами компонентов и их системное рассмотрение с тем, чтобы увидеть, т.е. прогнозировать, в каком направлении будет происходить развитие событий в целом.

Рассмотрим последовательно каждый компонент системы, его функционирование и направление развития, в котором вероятность конфликта нарастает и может достичь критической точки.

1. Кто участники конфликтной ситуации и способны ли они спровоцировать инцидент?

Анализируя психологические особенности участников потенциально возможного конфликта, требуется прежде всего обратить внимание на их мотивы, ценностные ориентации, отличительные особенности характера и манеры поведения.

Допустим, вы - сын, и ваша задача постоянно учитывать индивидуальные особенности матери и отца, точки зрения того, что каждый из них ценит в жизни, в людях, каковы их интересы, особенности характера, темперамента.

Если, например, ваша мать более эмоциональна, более импульсивна и чаще, чем отец вступает в спор с вами, то вероятность провоцирования инцидента с ее стороны достаточно велика. Но это еще не значит, что именно она будет источником конфликта. Все зависит еще и от ответа на следующий вопрос.

2. Имеется ли проблема?

Ранее уже отмечалось, что проблема возникает тогда и есть там, где есть противоречие, где есть рассогласование чего-то с чем-то. Например, у родителей систематически возникают проблемы по поводу воспитания сына. Эти проблемы являются следствием рассогласования требований, которые предъявляют к сыну отдельно отец и мать. Очень часто то, что разрешает мать, отец запрещает, а то, что в качестве требований выставляет мать, наобо­рот, разрешает отец. Итак, налицо рассогласование требований в отношении к сыну и, как следствие, систематические противоречия и проблемы.

3. Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация?

Конфликтная ситуация - это еще не конфликт. Отношения между потенци­ально конфликтующими сторонами могут то ухудшаться, то восстанавливаться. Люди входят в деловое и даже неформальное общение, но между ними возникает непонимание, отчужденность и даже настороженно-враждебные отношения, хотя объяснить или понять первопричину этого порой бывает не легко. Конфликтная ситуация назревает постепенно. Однако для прогноза конфликта очень важно понять и увидеть не только то, что конфликтная ситуация налицо, но и в каком направлении она развивается: по нисходящей или, наоборот, по восходящей, т.е. в направлении нарастания противоречия и противоборства.

В ситуации воспитания сына конфликтная ситуация является результатом многих обстоятельств. Это и то, как складываются взаимоотношения между мужем и женой и то, каково взаимоотношение каждого из них в отдельности с сыном. Но для прогнозирования конфликта важно учесть общую тенденцию развития их взаимоотношений.

4. Какова вероятность возникновения инцидента?

Инцидент. Каков он? В чем его особенности? Будет ли он детонатором конфликта?

Допустим, сын получил за год “тройку” по английскому языку, в то время как и отец, и мать знали, что их сын неплохо успевает по этому предмету. Все предыдущие годы по английскому у него было “четыре” и “пять”, и вдруг - “тройка”!

Не трудно предположить, что если родители уверовали в то, что их сын отлично занимается по английскому языку и вдруг является в конце года с “тройкой”, то конфликт в семье неизбежен. Отец и мать, вероятно, не только будут требовать объяснений у сына, но и будут предъявлять взаимные претензии: кто из них виноват, что вовремя не проконтролировал, не обратил внимание, что сын далеко не тот, и не так усердно занимается английским, как раньше.

Мы умышленно привели простой пример, который показывает, что прогнозирование конфликта требует анализа и осмысления всех четырех компонентов: 1) участников конфликта; 2) проблемы; 3) конфликтной ситуации; 4) самого инцидента, непосредственно провоцирующего конфликт.



Оглавление
Конфликтология, деловые и межличностные конфликты
ПОНЯТИЕ О КОНФЛИКТЕ
Сущность конфликта
ТИПЫ КОНФЛИКТОВ
Внутриличностный конфликт
Межличностный конфликт
Конфликт между личностью и группой
Межгрупповой конфликт
Межгосударственный конфликт
ЛИЧНОСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ПРИЧИНЫ) КОНФЛИКТОВ
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
ПРИЧИНЫ ДЕЛОВЫХ (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ) КОНФЛИКТОВ
Завышение оценок
Занижение оценок
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ И КОНФЛИКТА
Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее сущности
Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее целей
Разрешение конфликтной ситуации с учетом динамики (процесса) ее развития
Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КОНФЛИКТА
Аутогенная тренировка
Все страницы