КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

В течение продолжительного периода времени ведущими направлениями борьбы с незаконным оборотом и злоупотреблением наркотиками признавались: изъятие наркотиков из незаконного оборота (НОН); привлечение к ответственности лиц, совершивших правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков; лечение и социальная реабилитация индивидов, злоупот-ребляющих препаратами рассматриваемой группы.

Однако в 70-е годы развитые страны мирового сообщества помимо перечисленных направлений борьбы с незаконным оборотом наркотиков стали проявлять настойчивый интерес также к вопросу определения цены преступности. В частности, на 5 Конгрессе ООН (1975 г.) отмечалось, что члены ООН тратят на борьбу с преступностью и на предупреждение преступности от 2 до 16% своего бюджета. Этот интерес объясняется активным расширением и укреплением незаконного оборота наркотиков в транснациональных масштабах, все более ощутимым влиянием денег, выручаемых от незаконной торговли наркотиками на многие (особенно на экономическую), стороны жизни отдельных государств и целых регионов планеты.

В 80-е годы ежегодно увеличивающиеся затраты государств мира на противодействие незаконного оборота наркотиков без ощутимой компенсации понесенных бюджетных потерь обнаружили недостаточность учета в борьбе с незаконным оборотом наркотиков только цены преступности. Потребовалась разработка и внедрение дополнительных понятий этой криминальной проблемы, понятий, отражающих экономическую составляющую “незаконный оборот наркотиков”. И вот, на Всемирной конференции, на уровне министровпо организованной транснациональной преступности (Неаполь, 21-
23 ноября 1994 года), давно ожидаемая экономико-правовая категория была озвучена как индустрия наркобизнеса. На 9 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1995 г.) необходимость этой категории в обороте международного права была подтверждена еще раз. Вновь введенное понятие рассматри-вается специалистами с точки зрения незаконного распространения наркотиков как индустрия с отдельными стадиями производства, транспортировки, складирования, торговли и т.п. на оптовом и розничном уровнях. Главным условием, двигателем индустрии наркобизнеса являются прибыли, получаемые от торговли наркотиками.

Международные и отечественные эксперты, разработавшие данную категорию, отмечают несколько характеристик, составляющих ядро индустрии наркобизнеса.

1. Производители, особенно наркотиков растительного проис-хождения, и потребители конечного продукта ограничены в возмож-ностях влиять на этот криминальный процесс. Все нити управления находятся в руках организатора.

2. Становление индустрии наркобизнеса прямо способствовало укреплению преступных транснациональных сообществ.

3. Индустрия наркобизнеса обусловила появление и продолжает развивать проблему отмывания денег.

4. Появляется все больше признаков, указывающих на усиление связей индустрии наркобизнеса с другими видами незаконной торговли, в первую очередь оружием.

5. Полученные от незаконного распространения наркотиков деньги стали главным средством подкупа чиновников в государственном аппарате с целью обеспечить безопасные условия преступным транснациональным организациям в местах их базирования.

По выводам экспертов ООН и МОУПИНТЕРПОЛ, индустрией наркобизнеса ежегодно отмываются криминальные доходы в суммах 300-500 млрд долл. Некоторые специалисты называют еще большие цифры - до 1 трлн долл. США. Эти деньги изымаются организованными преступниками у населения разных стран мира в обмен на наркотики, что наносит колоссальный финансовый ущерб легальной экономике. На указанные суммы денег достаточно большая группа людей - потребителей наркотиков ежегодно не приобретает легитимных товаров и услуг. Другая такая же представительная по количеству группа лю-дей - торговцы наркотиками - не включает эти финансы в декларированные доходы. Кроме того, здоровье нации, культура общества и множество других составляющих жизни отдельных людей, общества и государства подвергаются деструкции. Другими словами, индустрия наркобизнеса вносит серьезный дисбаланс в нормальную жизнь любого социума. Тем самым между государством и организованной преступностью нарастает прогрессирующее социально-экономическое противоречие. Разрешение этого противоречия в пользу общества и государства возможно при условии сглаживания остроты детерминант незаконного оборота наркотиков (факторов, причин и условий).

В нашей стране термин “наркобизнес” вошел в публицистический обиход в конце 80-х годов. Однако до настоящего времени, за редким исключением, это слово понимается большинством специалистов как синоним незаконного оборота наркотиков, а не как составная часть незаконного оборота наркотиков, отражающая его экономическую характеристику. Данное обстоятельство, по-видимому, способствовало тому, что в России проблему легализации доходов от индустрии наркобизнеса пока еще не рассматривают как одно из ключевых условий расширения незаконного оборота наркотиков, а также интенсивного распространения наркомании.

По результатам специального опроса, проблема отмывания “грязных” финансов для России довольно актуальна. Более того, эксперты находят, что в зависимости от степени криминализации этой сферы общественных отношений уже легализованные наркоденьги вкладываются в следующие ниши экономики:

1. В организацию будущих операций наркобизнеса и в недвижимую собственность (так указал более чем каждый третий респондент).

2. Расходуются на подкуп государственных служащих (43,4 % ответов).

З. В банковскую сферу и на приобретение оружия, боеприпасов (по 35,4 % ответов).

4. Выделяются на политические кампании - выборы, референду-мы - для лоббирования кри-минальных интересов (30,7% ответов).

5. Создание подставных юридических лиц (для дальнейшего отмывания наркоденег, для по-купки драгоценностей и предметов роскоши, вкладываются в ценные бумаги) (соответственно 27,0%, 24,9%и 16,4 % ответов).

Высокую степень актуальности проблемы легализации доходов от наркобизнеса в Российской Федерации доказывают и другие экспертные оценки. Например, по оценке специалистов МВД России, к концу текущего десятилетия число лиц, активно злоупотребляющих наркотиками, может превысить 3 млн чел. Неуклонно год от года, увеличивающееся количество потребителей наркотиков является постоянным источником сверх доходов индустрии наркобизнеса.

Если в Москве и Санкт-Петербурге ежемесячный оборот наркотиков достигал в 1996 г.

90 млн, то к концу 1998 г., по оценкам московских экспертов, оптовый оборот одного героина в течение месяца в столице составил 16 млрд и обнаруживает устойчивое увеличение этого показателя.

Актуализация проблемы наркотиков обусловливает рост преступлений, с ними связанных. Их количество уверенно приближается к 200-тысячной отметке в 1998 г. Одной из немногих попыток пресечь отмывание наркоденег уголовно-правовыми мерами является случай с московской фирмой «Шерхан», которая ежедневно обменивала десятки (а порой даже сотни) миллионов рублей в пунктах МДМ- банка и банка «Русские финансовые инициативы».

Особенности российской практики процесса легализации незаконных доходов от индустрии наркобизнеса можно оценить по такому примеру. В ходе разработки одной из организованных групп дельцов наркобизнеса выяснилось, что первоначально они добывали деньги посредством рэкета. Затем, после накопления определенной суммы, уголовники наладили производство синтетических наркотиков в созданной ими подпольной лаборатории. Дельцы пришли к выводу, что торговля именно синтетическими наркотиками приносит максимальный доход. Вырученные от сбыта наркопрепаратов деньги преступники начали активно вкладывать в предметы роскоши, кооперативную деятельность и размещать на банковских счетах. После разоблачения членов и махинаций этой наркогруппировки незаконно добытые ими денежные средства и другие материальные ценности удалось изъять. Исключение составили капиталы, вложенные в предпринимательскую деятельность.

По сведениям общественно-политической организации - Совета по внешней и оборонной политике - новым направлением с 1996 г. стало приобретение на наркоденьги акций различных российских предприятий, преимущественно топливно-энергетического комплекса и телекоммуникационного рынка. На эти цели в том же году было истрачено не менее 120 млн долл. США.

Проникновение, а затем и насыщение «грязными» деньгами законного финансового оборота является серьезной угрозой экономической безопасности и политической стабильности любого государства. Для Российской Федерации развитие процессов легализации незаконных доходов от индустрии наркобизнеса, в частности и криминального бизнеса в целом, уже приводит к ряду негативных последствий:

- ошибкам в экономической политике в связи в погрешностями в измерении статистических данных по национальным счетам;

- нестабильности курса обмена и банковских ставок в связи с непредусмотренными трансграничными трансфертами средств;

- влиянию на сбор налогов и выделение средств на общественные расходы в связи с ошибочной отчетностью о доходах;

- неправильному распределению ресурсов в связи с искажением стоимости активов и товаров;

- массовым банкротствам банковских структур в связи с высоким числом изъятых денег клиентами, неуверенными в законности доходной части таких финансовых пирамид и др.;

- увеличивающейся зависимости государственного бюджета от “грязных” денег в условиях спада активности национальной товарной экономики и др.

На фоне сверхдоходов индустрии наркобизнеса и состояния отечественной экономики более чем скромными выглядят усилия правоохранительных органов по изъятию и конфискации имущества преступников. На это указывает проведенный анализ уголовных дел по ст. 228 УК РФ, хранящихся в архивах межмуниципальных судов г. Москвы. На одно уголовное дело, по которому производилось изъятие и опись денежных средств и других материальных ценностей, приходится в среднем до 10 долл. США. Судебная практика конфискации имущества осужденных уменьшает эти цифры в 10-12 раз.

Оценивая прогноз, эксперты убеждены, что в современных российских социально-экономических и политических условиях следует ожидать дальнейшее увеличение коррумпированности госаппарата, а 40 из каждых 100 респондентов не надеются на прекращение практики создания подставных финансовых и иных коммерческих организаций с целью легализации незаконных доходов.

Наконец, треть экспертов прогнозирует усиление конспирации наркосообществ, их специализацию на отмывание «грязных» денег, лоббирование индустрии наркобизнеса в органах государственной власти.

Отмывание преступных доходов и не в последнюю очередь от наркобизнеса, сегодня трансформировалось в реальную угрозу национальной безопасности России. Указанное обстоятельство требует самого пристального внимания и адекватных, комплексных мер противодействия этой проблеме.

Наркомания (от греч. Narke - оцепенение) болезненное пристрастие к систематическому потреблению наркотических средств или психотропных веществ, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций.

Наркотизм - социальное явление, сущность которого состоит в приобщении к употреблению наркотиков отдельных групп населения.

Термин «борьба с наркоманией» некорректен, т.к. наркомания - болезнь, а бороться с болезнью нельзя, ее нужно лечить. Правильнее говорить о борьбе с наркотизмом. Некоторые данные, характеризующие наркотизм. В мире 52 млн наркоманов. На долю России приходится по разным экспертным оценкам от 2,9 до 11%, т.е. от 1,5 до 6 млн чел., регулярно потребляющих наркотики. По данным СМИ, около 20 млн. жителей страны хотя бы один раз в жизни пробовали наркотики.

В США, по мнению обозревателей, наркомания стала наиболее серьезной проблемой, с которой сталкивается страна. Америка пристрастилась к наркотикам. Их употребляют, по крайней мере, один раз в месяц 11,4 млн граждан, они ежегодно тратят на это 50 млн долл. Половина старшеклассников уже попробовала это зелье, а каждый пятый из них потребляет его регулярно.

По данным агентства ЮСИА, большинство преступлений, актов насилия и разного рода заболеваний связано с 2,7 млн наркоманов, которые составляют пятую часть населения, употребляющего наркотики. Лечением могут пока пользоваться только 1,4 млн из 2,4 млн нар-команов, нуждающихся в нем.

В качестве мер по борьбе с наркоманией высказываются следующие: прекращение социальных выплат наркоманам, отказывающимся пройти курс профессионального лечения с последующим контролем за поведением; у женщин, испытывающих пристрастие к наркотикам, живущих на пособия и отказывающихся лечиться, предлагается отнять детей и поместить их в центры по уходу или детские дома. Администрация США запросила у конгресса на год

14,6 млрд долл, что на 1,3 млрд долл. больше предыдущего года.

В России организация борьбы с преступлениями, совершаемыми в сфере оборота наркотиков, возложена на Управление по незаконному обороту наркотиков МВД РФ и его подразделения на местах

В борьбе с наркотизмом, незаконным оборотом наркотиков можно достигнуть положитель-ных результатов только при использовании совокупности мер и средств, направленных на их продолжение.

Об этом говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 “О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами”. Учитывая высокую общественную опасность преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, судам следует во всех необходимых случаяхреагировать путем вынесения частных определений (постановлений) на установленные в ходе судебного разбирательства причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, а также на недостатки в деятельности органов дознания и предварительного следствия по выявлению организаторов преступных группировок, источников приобретения наркотических средств, психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ и каналов их сбыта.

В заключение отметим следующее. Наркомания — это болезнь, причем довольно тяжелая. И было бы негуманным оставлять наркоманов наедине с этим недугом, в том числе в местах лишения свободы. Организация исправительного воздействия на данную категорию осужденных должна быть во многом специфичной. Это касается условий их труда и быта, воспитательно-профилактических воздействий, психотерапевтической, медицинской и иной помощи, поддержания, а когда требуется - восстановления семейно-родственных связей, подготовки к освобождению.



Оглавление
Криминология, история и задачи.
ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ
МЕТОДИКА КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КРИМИНОЛОГИИ
Современное состояние криминологии в России
Современное состояние криминологии в зарубежных странах
ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Классификация причин и условий преступности
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА
Классификация и типология преступников и ее практическое значение
Механизм преступного поведения
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
Субъекты предупреждения преступности и преступлений
КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Виды криминологического прогнозирования
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ТЕРРОРИЗМ И ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Предупреждение преступности несовершеннолетних
НЕОСТОРОЖНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ПРЕСТУПНОСТЬ СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ПРЕСТУПНОСТЬ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ПЬЯНСТВО: ЕГО СВЯЗЬ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ИНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ, И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Все страницы