Морфология и философия культуры. Этапы истории мировой культуры от возникновения до V в.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Культура как феномен. Современное понимание сущности культуры. Множественность определений понятия культура. История понятия культура. Типы определений понятия культура. Человеческая деятельность и артефакт. Культурогенез и культурная динамика.

Морфология культуры. Структура понятия культура. Взаимосвязь внутриструктурных элементов. Культура и цивилизация.

Культурология как комплексная наука. Основные школы и направления в культурологии. Своеобразие культурологии и её место в ряду других гуманитарных дисциплин.

Философские концепции происхождения культуры. Ф. Ницше о зарождении культуры и первичных формах художественной культуры. З. Фрейд о соотношении природы и культуры в человеке. К. Юнг о “коллективном бессознательном” как хранителе опыта человечества в области культуры. Игровая концепция происхождения культуры. Взгляды русских “космистов” на происхождение культуры.

Философские концепции функционирования культуры. Н. Данилевский и теория культурно-исторических типов. Шпенглер о причинах гибели культур. “Вызов и ответ” как основа движения культуры по Тойнби. П.Сорокин и теория культурных “сверхсистем”. К. Ясперс и линеарная теория развития культуры. Сущность “осевого времени”.

Русская культура как объект философских споров. П. Чаадаев. Славянофилы и западники. В. Соловьев о мировом предназначении русской культуры. Н. Бердяев о специфике и двойственном характере русской культуры. Евразийцы и Л. Гумилёв о сущности и своеобразии русской культуры.

От “доистории” к “техническому веку”. Ключевые моменты эволюции и динамики культуры. Первобытная культура и её основные параметры. Особенности Великих архаических культур древности. Древняя Греция как колыбель европейской культуры. Эллинизм как опыт синтеза древнегреческой и восточных культур. Древний Рим, Византия и европейское средневековье. Культурно-исторические особенности Возрождения.

Культура как мир символов. Художественный стиль как символическое отражение души культуры. Э. Кассирер о человеке как “символическом животном”. Романский стиль и готика. Барокко и классицизм. Романтизм и реализм. Натурализм и символизм.

Преобразование культурных стереотипов в 1-й пол. ХХ века. Авангард и его основные направления. Первые шаги советской культуры. Пролеткульт и программа всеобщей грамотности.

Культура 2-ой пол. ХХ века. Формирование техногенной цивилизации. Массовая культура как основа культуры общественной. Субкультура и явления контркультуры. Общекультурные установки и молодёжное движение 60-80-х гг. Европейская культура на пороге XXI века.



Оглавление
Морфология и философия культуры. Этапы истории мировой культуры от возникновения до V в.
Культура как феномен
Морфология культуры. Культура и цивилизация
Своеобразие культурологии как комплексной науки
Философские концепции происхождения культуры
Философские концепции функционирования культуры
Русская культура как объект философских споров
От “доистории” к “техническому веку”. Историческая динамика культуры
Культура как мир символов. Художественный стиль как символическое выражение души культуры
Основные направленияв художественной культуре 1-ой пол. XX века.Преобразование культурных стереотипов
Культура 2-ой половины ХХ века
Все страницы