Морфология и философия культуры. Этапы истории мировой культуры от возникновения до V в. - Культура 2-ой половины ХХ века

Культура 2-ой половины ХХ века.

Конец очередного столетия и вновь всё усиливающиеся разговоры о кризисе, упадке культуры. Тенденция критической оценки современного состояния культуры является общей как для Европы и США, так и для России. В эпицентре критики оказались Соединённые Штаты Америки, чья культура представляет собой порой весьма поверхностный синтез элементов разных культур, не имеет глубоких духовных корней и традиций, в наибольшей степени коммерциализированна. С одной стороны, общественная культура США бюрократична и чопорна, существует целый ряд правил и установок, которые не рекомендуется нарушать, если хочешь иметь продвижение в карьере и иметь законное место под солнцем. С другой – здесь можно всё, если это приносит деньги и прибыль. В начале 90-х годов в уважаемых домах считалось неприличным говорить, например, о певице Мадонне, однако изданная ею же дорогостоящая книга с серией собственных непристойных фотографий продавалась в престижных магазинах и быстро раскупалась теми же людьми. Президента Клинтона едва не подвергают импичменту за роман со стажёром Моникой Левински, но одновременно сама Моника зарабатывает сотни долларов на бесконечных интервью и публикациях по поводу этой весьма грязной истории, а дешевое платье, в котором она соблазнила президента, выставляется на обозрение и продаётся за огромные деньги. Нет ничего святого, а мораль весьма относительна. Именно США становятся родиной массовой и всесильной рекламы, дешёвых, давящих сознание и духовность человека фильмов ужасов, всевозможных триллеров, боевиков с бесконечными навязчивыми эротическими сценами и драками и т.д. Европейские страны пытаются оказывать сопротивление засилию американской культуры, но делать это довольно сложно. Теперь уже мало кто вспоминает о прекрасном французском, английском, итальянском кинематографе, о самобытнейшей французской и итальянской эстраде.

Недовольство официальной культурой впервые нашло конкретное отражение в США. Именно там формируются и приобретают размах разные формы молодёжной контркультуры, культуры протеста, противостояния официальным тенденциям. Контркультура понятие, используемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам той или иной культуры, а также обозначающее явления молодёжной культуры 60-80-х гг. ХХ века. Контркультура, в отличие от субкультуры, явление постоянно меняющее своё содержание и форму, склонное к активному самообновлению, пытающееся видоизменить существующие культурные нормы и стереотипы. Субкультура таким агрессивно негативным отношением к господствующим культурным нормам не отличается. Она, как правило, спокойно уживается с существующими установками общественной культуры, занимая своё место в её структуре. Мы обычно выделяем такие разновидности субкультуры, как деревенская и городская, пролетарская и элитарная и т.д. Субкультура суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными устойчивыми ценностями, обычаями, нормами.

Именно в США появляются сначала, в конце 50-х гг. битники, потом, в 60-е гг. – хиппи. Эстетика хиппи быстро распространяется по Европе, проникая даже в строго контролируемую молодёжную культуру СССР. Хиппи называли себя “силой цветов” (“детьми цветов”). Их взгляды отличались пацифизмом, анархичностью, протестом против любых форм насилия над личностью, заботой об окружающей среде, отрицанием западного меркантилизма. Неповторимый стиль хиппи существует до сих пор: потрёпанные расклешенные джинсы, длинные непричёсанные волосы, пацифистские знаки, цветочные и конопляные символы, запечатлённые на тканях и украшениях, и, конечно, музыка (певцы Боб Дилан и Джоан Баез, ансамбли “Дорс”, “Битлс” (особенно песня “Клубничные поля навсегда”), “Лав”, “Грейтфул Дэд”, “Джефферсон Эаплейн”, “Пинк Флойд” и др.). Позже, в 70-х гг., но уже в Англии, формируется ещё более вызывающая и эпатирующая усредненного обывателя эстетика панков. Панки не мечтали, как хиппи, о мире, о всеобщей любви и свободе. Назначением панков было шокировать или устрашать. В Великобритании формируется панк-рок, вызывающие представления с агрессивной музыкой, основанной на трех аккордах, каждая песня продолжительностью в 3 минуты, как, например, у группы “Секс Пистолс”. Отвергающий все, что было создано до него, панкизм казался вызывающим, грубым, непримиримым. Он не признавал расовых предрассудков и резко выступал против истеблишмента. Музыкальная ограниченность, как результат отхода от профессионализма и желания произвести скандал, способствовала падению популярности панк-рока, но некоторые его аспекты нашли развитие в хадрок (рэп и техно) и грандже (группы “Мелвинс” и “Нирвана”).

В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают пре­тендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые цен­ностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае понятия субкультура и контркультура сближаются. Между тем в контексте современных исканий термин контркультура обретает глубокий культурфилософский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Общим местом стало повторение мысли, что контркультура — уже исторический факт, арха­ика, что официальная, господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранить собственное ядро. Натиск новых ценностных ори­ентаций оказался недолговечным. Но в современном мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности именно при непосредственном воздействии контркультуры. Американский социолог Д. Белл, например, отметил, что традиционная протестантская культура замещена теперь но­вой культурой, которую он называет модернистс­кой.

Неудивительно, что именно США стали центром “беспредметного искусства”. Здесь ещё в 1937 году был создан на средства семьи Гугенхайм первый музей беспредметной живописи, для которого архитектор Ф. Л. Райт создал интереснейшее спиралевидное здание. Абстракционизм – явление интересное и опасное. Он прекрасен, когда отражает глубокую и оригинальную личность художника (В. Кандинский, Э. Лисицкий, П. Мондриан, К. Малевич), но его эстетика крайне легко поддаётся фальсификации, когда за абстракцией скрывается пустота, бездуховность и бесталанность. “Звездой” американского абстракционизма послевоенного периода был Дж. Поллок (1912-1956). Именно он ввел термин “дриппинг” — разбрызгивание красок на холст без применения кисти. Этот приём называется также в Америке абстрактным экспрессионизмом, во Франции — ташизмом (от слова пятно). Несмотря на явную изобретательность Поллока, его искусство – это отражение беспросветного тупика, так же как, например, в современном ему “театре абсурда”, театрально-философском направлении в западной культуре 50-60-х гг., отразившем очередной виток кризиса человеческого сознания и культуры. Наиболее крупными представителями “театра абсурда” являются С. Беккет и Э. Ионеско. Их работы строятся на утверждении, что человеческое существование бессмысленно и бесцельно, что люди одиноки и некоммуникабельны. Поступки и высказывания персонажей иррациональны, нелогичны, бессмысленны. Самым популярным произведением абсурда является пьеса Беккета “В ожидании Годо”, в которой персонажи заняты бесконечным, так и не реализовавшимся ожиданием.

Антитезой “беспредметному искусству” стал поп-арт, возникший в США в середине 50-х гг. Молодые художники, ощущающие, что абстракционизм уже сказал своё слово и не может дать ничего существенного, предложили изображать окружающие человека повседневные предметы и городскую среду в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю и популярным, в противовес непонятному никому абстракционизму — отсюда и сокращение “поп” в названии направления. Но если предметы, изображаемые поп-артистами, действительно популярны, то об их произведениях этого сказать с такой же уверенностью нельзя. Картины поп-художников отпугивали публику и критиков своей пошлостью и бездуховностью. В работах художников данного направления часто нет границы между живописью и скульптурой; их произведения нередко имеют три измерения или даже заполняют собою целиком выставочное помещение. Нередко используются фотоснимки, коллажи, комбинации готовых предметов, необычные материалы. Картины изображают консервные банки, бутылки “Кока-колы”, рекламные плакаты, увеличенные картинки комиксов и тому подобные вещи. Особенно уродливы сделанные из ткани или пластиката мягкие, сплющивающиеся от нажатия гигантские телефоны, пишущие машинки, вентиляторы и т. д. Поп-артисты устраивали также “хэппенинги” – импровизированные театрализованные представления, порой сопровождающиеся музыкой и танцами, и призванные воплощать идею коллективного спонтанного творчества.

К середине 60-х годов поп-арт сдает свои позиции искусству оп-арт (оптическому искусству). Его основоположником считается работающий во Франции В. Вазарелли. Смысл оп-арта — в эффектах цвета и света, проведенных через оптические приборы на сложные геометрические конструкции. Оп-арт имел некоторое воздействие на художественную промышленность, прикладное искусство, рекламу. Под кинетическим искусством подразумеваются “изобретения” с разного рода гудящими, вращающимися и прочими механизмами, композиции с магнитами и т. п. Г. Юккер получил прозвище “кинетик гвоздей”, ибо его произведение искусства представляло движущуюся ткань, на которую набивались гвозди. Но художник, который как “высшее существо” призван творить эстетические и этические ценности, уже перестает существовать, ибо к искусству все это уже отношения не имеет. Техника здесь явно превалирует над творчеством. Оп-арт и кинетическое искусство существуют и поныне, как и гиперреализм (сверхреализм), а вернее, фотореализм, возникший в 70-х гг. в Америке. Они являются своего рода символом техногенного отношения к культуре, воспринимающего культуру прежде всего как продукт техники.

Конрад Лоренц, замечательный австрийский биолог и философ, лауреат Нобелевской премии в книге “Обратная сторона зеркала” насчитывает восемь различных, но тесно связанных причинными отношениями процессов, угрожающих гибелью не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как виду. Это следующие процессы:

“1. Перенаселение Земли, вынуждающее каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них, в сущности “не человеческим” способом, и, сверх того, непосредственно возбуждающее агрессивность вследствие скученности множества индивидов в тесном пространстве.

2. Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, в которой мы живем, но убивающее и в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием открытого ему творения.

3. Бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное, все ускоряющееся развитие техники, делает людей слепыми ко всем подлинным ценностям и не оставляет им времени для подлинно человеческой деятельности – размышления.

4. Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым исчезает способность человека переживать ту радость, которая дается лишь ценой тяжких усилий при преодолении препятствий. Приливы страданий и радости, сменяющие друг друга по воле природы, спадают, превращаясь в мелкую зыбь невыразимой скуки.

5. Генетическое вырождение. В современной цивилизации нет никаких факторов, кроме “естественного правового чувства” и некоторых унаследованных правовых традиций, которые могли бы производить селекционное давление в пользу развития и сохранения норм общественного поведения, хотя с ростом общества такие нормы все более нужны. Нельзя исключить, что многие проявления инфантильности, делающие из значительных групп нынешней “бунтующей” молодежи общественных паразитов, могут быть обусловлены генетически.

6. Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается критическая точка, за которой младшему поколению больше не удается достичь взаимопонимания со старшим, не говоря уже о культурном отождествлении с ним. Поэтому молодежь обращается со старшими как с чужой этнической группой, выражая им свою национальную ненависть. Это нарушение отождествления происходит прежде всего от недостаточного контакта между родителями и детьми, вызывающего патологические последствия уже у грудных младенцев.

7. Возрастающая индоктринируемость человечества. Увеличение числа людей, принадлежащих одной и той же культурной группе, вместе с усовершенствованием технических средств воздействия на общественное мнение приводит к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история. Сверх того, внушающее действие доктрины возрастает с массой твердо убежденных в ней последователей, быть может, даже в геометрической прогрессии. Уже и сейчас во многих местах индивид, сознательно уклоняющийся от воздействия средств массовой информации, например, телевидения, рассматривается как патологический субъект. Эффекты, уничтожающие индивидуальность, приветствуются всеми, кто хочет манипулировать большими массами людей. Зондирование общественного мнения, рекламная техника и искусно направленная мода помогают крупным капиталистам по эту сторону “железного занавеса” и чиновникам по ту сторону весьма сходным образом держать массы в своей власти.

8. Ядерное оружие навлекает на человечество опасность, но ее легче избежать, чем опасностей от описанных выше семи других процессов. Явлениям обесчеловечивания, рассмотренным в первых семи пунктах, содействует псевдодемократическая доктрина, согласно которой общественное и моральное поведение человека вообще не определяется устройством его нервной системы и органов чувств, выработанным историей вида, но складывается исключительно под действием “кондиционирования” человека в течение его онтогенеза той или иной культурной средой.

Вряд ли целесообразно спорить с мнением ученого, столь тщательно изучившего природу человека и как биологического существа, и как феномена духовности. Перечисленные выше моменты красноречиво свидетельствуют о том, что большая часть человечества живёт сейчас в условиях техногенной цивилизации – вида цивилизации, в которой техника как культурная подсистема доминирует над другими культурными системами: искусством, религией, моралью и наукой, – объявляется главным направлением и целью развития цивилизации. При этом техника, технический прогресс объявляется главным направлением развития цивилизации. В XX веке подобные отношения между развитием техники и социальным развитием человечества приняли угрожающе конфликтный характер и привели к тому, что человечество находится перед угрозой глобальной экологической катастрофы.

Культуру современной России мы вполне можем воспринимать в американо-европейском русле проблематики. В советский период культура России представляла особое явление, когда исполинский творческий потенциал нации боролся с идеологическими установками и запретами. Теперь же культура, получившая свободу самовыражения, попала в зависимость от финансовой подпитки, которую раньше брало на себя государство. На гигантском киноконцерне “Мосфильм”, снимавшем в советское время более 40 фильмов в год, сейчас в лучшем случае создаётся по 4-5 полноценных фильмов, которые к тому же часто исчезают “в никуда” по воле финансировавших съёмки структур. В театрах теперь можно ставить всё, но крайне непросто найти средства на полномасштабные постановки. Живопись покупается не знатоками и ценителями искусства, а в основном для украшения кухонного пространства “евроотремонтированных” квартир и уродливых загородных особняков (лишь бы по цвету подходила под обивку мебели). На экранах телевизоров царят бесконечные однообразные американские фильмы и дешёвые сериалы. Причём в последнее время появляются в большом количестве и российские сериалы, в которых наши прекрасные актёры выглядят нелепо и смешно из-за крайне низкого уровня литературного материала. Наша великая культура подстраивается под низкосортные чужеземные образцы, по-детски неуклюже воссоздавая бесконечные ток-шоу и викторины. Бездарные актёры, нашедшие спонсоров, играют главные роли, губя спектакли. На радио и телевидение имеет доступ в основном тот, кто способен платить и т.д.

Массовая культура – это культура, идущая на поводу у обывателя, навязывающая всем стереотипы стандартного мышления, стереотипы толпы, явление, связанное с научно-технической революцией и усилением воздействия средств массовой информации на сознание людей, – повсеместно берёт верх.

Очевиден и кризис фольклорной культуры. Русские деревни, хранившие и оберегавшие традиции народного творчества, выражающие истинную душу нации, сегодня вымирают, превращаясь в скопище полуразрушенных изб. Народные танцевальные и хоровые коллективы, которые пестовались и прославлялись в советский период (хор им. Пятницкого, ансамбль “Березка”, ансамбль И. Моисеева и др.) сейчас либо ветшают без финансовой поддержки, либо всё больше напоминают коммерческие антрепризы, идущие на поводу у массового спроса. Налицо усиливающаяся мифологизация действительности, когда средства масс-медиа способствуют стиранию грани между вымыслом и реальностью, и человечество теряет способность отличить одно от другого. Попытка мифологизации действительности через средства массовой информации была характерна и для советской культуры, но тогда “райский образ” советской жизни, создаваемый в печати и на экранах, никто не воспринимал всерьёз. Все понимали, что это была лишь сказка. Теперь же все грани стёрты, и в путанице мифов разобраться практически невозможно. Реклама душит и давит, беззастенчиво и часто лживо навязывая свои правила игры. Компьютер, телевидение, телефон заменяют многим реальное общение и полноценную жизнь, которая заключается в непосредственном духовном контакте между людьми.

Конечно, любые выводы и обобщения в области культурологии всегда имеют относительный характер. Хотелось бы надеяться, что начало нового тысячелетия изменит ситуацию, и состояние очевидной кризисности сменится новым взлётом, который предрекали культурологические концепции К. Ясперса (новое “осевое время”) и Питирима Сорокина (новая идеациональная культурная сверхсистема).