Морфология и философия культуры. Этапы истории мировой культуры от возникновения до V в. - Основные направленияв художественной культуре 1-ой пол. XX века.Преобразование культурных стереотипов

Основные направленияв художественной культуре 1-ой пол. XX века. Преобразование культурных стереотипов.

Кинематография – новый вид искусства, ставший лицом XX века, рождением своим целиком обязана техническому прогрессу, совершенствованию фотохимии, оптики и механики. В 1894 году братья Л. и О. Люмьеры, заинтересовавшись изобретенным Т.А. Эдисоном “синетоскопом”, создали свою установку для демонстрации световой проекции движущихся фигур, которую назвали “синематографом”. В 1895 году они организовали платный сеанс просмотра первого отснятого двух- минутного документального фильма на большом экране в специальном зале, добившись эффекта многократного усиления зрительских эмоций. В результате аттракцион превратился в вид художественного творчества. Далее последовали игровой фильм “Политый поливальщик” и документальный “Прибытие поезда”. Таким образом, было намечено два направления в последующем развитии кинематографа как вида искусства. На протяжении трех лет существования студия Люмьеров выпустила около 1500 фильмов, среди которых были и игровые сценки на исторические и литературные сюжеты: “Фауст и Маргарита”, “Синяя борода” и др. Изобретение Люмьеров мгновенно распространилось по всему миру, и в результате нарастающей конкуренции они были вынуждены закрыть студию и ограничиться лишь выпуском аппаратуры и плёнки. В 1902 г. Ж. Мельес во Франции снял фантастический фильм “Путешествие на Луну”, а в 1903 г. Э. Портер снял полное драматизма “Великое ограбление поезда”. В 1907 году начинается история русского киноискусства. Режиссёры А. О. Дранков и А.А. Ханжонков создают первые документальные и трюковые, а в 1908 г. – первый игровой фильм “Степан Разин”. В 1912 году появляется мультипликация. Американский кинорежиссер Д. Гриффит совершил революцию в технике кино, разработав крупный план, ретроспекцию, съемку “из затемнения” и “в затемнение”. В 1915 г. он поставил первый исторический фильм “Рождение нации”. Вначале имена исполнителей не играли роли. Первой в кинематографе обрела имя Мэри Пикфорд. Зрителям она так понравилась, что они захотели узнать, кто она такая.

Под воздействием резких перемен в жизни и культуре общества резко изменяется и архитектура. Новым направлением архитектуры западных стран в 20-е годы явился конструктивизм (функционализм), архитектурное направление, сложившееся в 10–20-е гг., обосновывающее принципы постройки общественных зданий и городских кварталов с помощью железобетонных конструкций строго геометрических, нарочито упрощённых форм. Основоположником направления считается немецкий архитектор В. А. Гроппиус, создатель архитектурной школы Баухауз в Веймаре. Распространению традиций конструктивизма во многом способствовал Ле Корбюзье, один из крупнейших архитекторов XX в., внесший принципиально важные как функциональные, так и формально-эстетические решения, под знаком которых архитектура развивалась в течение многих десятилетий, а от многого не отказалась и по сей день. Современная архитектура многим обязана именно функционализму 20-х годов: новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир со встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.).

Советский архитектор К. Мельников получил мировую известность как талантливый интерпретатор теории конструктивизма. Созданные им проекты клуба им. Русакова и клуба завода “Каучук” в Москве (1927) относятся к числу шедевров архитектуры ХХ века. По типу клуба им. Русакова Дж. Стирлинг построил один из корпусов Лестерского университета в США.

Несмотря на сложные переплетения разных художественных направлений, в художественной культуре XX в. отчетливо прослеживаются две основные тенденции: поиск новых реалистических форм и отход от принципов той реалистической системы, которая была присуща европейскому искусству ещё времен античности. С начала ХХ века начинается период авангардизма или модернизма, под которым подразумевается совокупность художественных направлений в культуре 1-ой трети ХХ столетия, единых в желании порвать с реализмом, низвергнуть все существовавшие ранее художественные традиции, создать новые средства художественного самовыражения.

Все авангардистские течения имеют одно общее: они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. В этой дегуманизации искусства — его уязвимость. Одно из главных стремлений художников модернизма сводилось к подчеркнутому выражению своей индивидуальности. Этим продиктованы постоянные поиски ранее не использовавшихся изобразительных средств и материалов, ибо важным условием успеха является способность создать нечто совершенно новое и невиданное.

В 1905 г. в Париже рождается первое направление авангарда, получившее название фовизм. Фовисты абсолютизировали яркие цветовые сочетания и динамичность рисунка. Самым известным из фовистов был, несомненно, А. Матисс. Его не интересуют нюансы освещения, в его полотнах почти нет объема. Композиция строится на контрасте цветовых плоскостей и эмоциональности композиционного решения. (Панно “Танец”, “Красная гостиная” и др.).

Почти одновременно с фовизмом заявляет о себе кубизм, течение авангарда, передающее все многообразие мира через простейшие геометрические формы. Создателями течения были П. Пикассо и Ж. Брак. У постимпрессиониста П. Сезанна они заимствовали идею упрощения предметов до геометрических форм шара, цилиндра, призмы, куба. Поэтому их творчество в насмешку называли “искусством кубиков”. Мир, который они создавали в своих картинах, был граненым и беспокойно угловатым. Главным принципом Пикассо и Брака было то, что художник не должен следовать видимой реальности, он должен сам творить новую реальность, которая подчиняется особым законам — не жизни, а искусства.

Следующим течением модернизма стал экспрессионизм, одно из самых сложных направлений авангарда, признающее единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства его отражение. Название “экспрессионизм” употребляется преимущественно по отношению к немецкому искусству, где он получил наиболее точное воплощение. Немецкий экспрессионизм может произвести на некоторых зрителей угнетающее впечатление своей экзальтированностью, выражением ужаса перед действительностью и отчаяния. Картина для экспрессионистов была лишь средством поразить зрителя, пробудить его чувства, заставить сопереживать и действовать. Их не удовлетворяли существующие порядки, но выхода из положения они найти не могли. Результатом было состояние удрученности, разочарования и досады, недовольство всем сущим, неспособность увидеть в мире что-либо иное кроме зла и уродства. В начале века немецкими экспрессионистами было образовано несколько объединений, таких как “Мост” и “Синий всадник”. Они выпускали художественный журнал “Буря”. Среди них были художники, поэты, критики, журналисты, в том числе и иностранцы. Одним из идеологов “Синего всадника” был В. Кандинский.

Долгая жизнь была суждена еще одному направлению авангардизма сюрреализму, в основе которого лежало желание заглянуть и отразить сферу подсознания и сна. Реальные существа и предметы выступают здесь в необычных сочетаниях, и таким образом возникают образы, напоминающие фантастические видения или сны. В сюрреализме нет никакого порядка и разумного смысла — все подчиняется случайности сновидения. Появление такого искусства в большей мере было связано с распространенной в начале XX века в медицине точкой зрения, согласно которой в человеческой душе, в подсознании гнездятся первобытные темные силы, которые стремятся подчинить себе сознание и поступки человека. Соответственно некоторые художники пробовали дать выход этим тайным силам, позволить им управлять рукой художника так, чтобы произведение возникало как бы само собой, без контроля разума.

В 1919 году группа дадистов, представителей ещё одного течения авангарда, отличавшегося крайним антиэстетизмом и презрением к классике мировой культуры, во главе с поэтом и теоретиком А. Бретоном начала выпускать журнал “Сюрреалистическая революция”. Постепенно из литературы сюрреализм переходит в живопись, скульптуру, кино и театр. Сюрреалистическое направление в искусстве родилось как философия “потерянного поколения”, чья молодость совпала с первой мировой войной. Его представляла в основном бунтарски настроенная художественная молодежь, близкая по мироощущению к дадаистам, но понимающая, что дадаизм бессилен выразить волновавшие их идеи. Теория сюрреализма строилась на философии интуитивизма А. Бергсона и на философии австрийского психиатра З. Фрейда с его учением о психоанализе, с культом “бессознательного”.

Двойственное чувство вызывают произведения известнейшего из сюрреалис­тов, каталонца С. Дали. Неоспоримое мастерство, с которым выполнены его картины, делает особенно впечатляющим его фантазии. Среди знаменитых мотивов Дали — огромные карманные часы из какого-то мягкого материала, свисающие с ветки дерева, пылающие жирафы; жуткие вздыбленные кони на длинных, тонких, как проволока, ногах. Сюрреализм с его склонностью к абсурду и безумию был отражением некоторых сторон жизни эпохи с ее противоречиями, кризисами, войнами. Подобные явления можно найти и в прошлом. Особенно много сюрреалистических черт было у Босха и Гойи, — но и они ведь работали во времена войн и народных бедствий.

Одним из самых сложных, самых спорных направлений в современном искусстве был и остается до сих пор абстракционизм. Абстрактная живопись уже не пытается воссоздать что-либо конкретное. Только точки, линии, плоскости, цветовые пятна, отвечающие настроениям и чувствам художника. Нередко употребляется также название “беспредметное искусство”. “Отцом абстракционизма” считают русского художника В. Кандинского. Различные геометрические фигуры изображал на своих полотнах К. Малевич, называя свой творческий метод супрематизмом.

В литературе авангардизма писатели вместо привычного повествования часто прибегали к методу “потока сознания”, когда привычное повествование заменяется непрерывным потоком мыслей, впечатлений и чувств персонажей без обычных диалогов и объективных описаний окружающего. Например, ирландский писатель Дж. Джойс (1882-1941), автор романов “Дублинцы”, “Портрет художника в юности”. Мировую славу ему принёс объёмный и сложночитаемый роман “Улисс” (1922). Все события здесь происходят в течение одного дня в Дублине. Повествование строится в форме внутреннего монолога Молли Блум, по сути дела, единственного персонажа, констатации её невысказанных и неосознанных эмоций. Метод “потока сознания” использовала в своих произведениях англичанка В. Вулф. Считается, что метод был разработан английской писательницей Д. Ричардсон, а термин введён в обиход философом У. Джеймсом в 1890 году. На основе философии “потока сознания” и теории кубистов американская писательница Г. Стайн создала стиль “постоянного присутствия”, заключающийся в повторении простых фраз (“Становление американцев”, 1925).

Пытались сломать привычные установки и приёмы литературного творчества, но не прибегая к определённой методологии, и другие крупные писатели. Это и М. Пруст (“В поисках утраченного времени”), и Ф. Кафка (“Процесс”, “Замок”), и А. Платонов (“Котлован”, “Чевенгур”). Ярчайшими ниспровергателями устоявшихся канонов поэтического творчества были В. Маяковский и В. Хлебников.

Русская послереволюционная культура – один из сложнейших, крайне неоднозначных, трагичных, но, вместе с тем, в какой-то степени внушающий оптимизм период. С одной стороны – гибель множества людей, разделение русской культуры на культуру зарубежья и непосредственно советскую, разрушение и уничтожение многих культурных памятников прошлого. С другой – грандиозная просветительная программа, блестяще реализованная, во многом успешно осуществлённые программы электрификации и индустриализации, интенсивное градостроительство и превращение СССР в индустриальную супердержаву, активная материальная правительственная поддержка многих начинаний и явлений в области культуры. Плюсы и минусы теснейшим образом соседствуют. Однозначно негативным является неоправданность и жестокость минусов, которых вполне можно было избежать.

Хорошо известно, что культура нового государства должна была служить народу, прежде всего пролетариату как самому активному и многочисленному классу. Отношение В. И. Ленина к “пролетарской культуре” не было неизменным, но доминантой оставалось убеждение в высокой культурно-исторической миссии пролетариата. Однако сами идеи Пролеткульта массовой культурно-просветительной и литературно-художественной организации пролетариата, резко отрицательно относившейся к наследию прошлого, – он не разделял. В программной речи В.И. Ленина на III Всероссийском съезде комсомола (2 окт. 1920 г.) подчеркивалось, что усвоение молодежью культуры, науки, всех знаний, которые выработало человечество, имеет огромное историческое значение. В середине 20-х годов движение Пролеткульта пришло в упадок и в 1932 г. прекратило своё существование. Пролеткульт в своём желании полностью отречься от традиций и низложить все достижения культуры предшествующих периодов в чём-то оказался близок к идеям западноевропейского авангарда.

В рамках данного учебного пособия дать объективную оценку несомненных достижений культуры советского периода, одновременно обозначив трагичнейшие потери, практически невозможно. Каждое десятилетие приносило как существенные победы, так и новые просчёты. Несомненно лишь то, что и в таких сложнейших условиях определённые направления культуры выстояли, выжили, дали новые плодотворные побеги. Более того, русская культура зарубежья, безусловно, обогатила мировую культуру как в области науки, так и в сфере художественной практики. Причём эмиграционнные потоки постоянно подпитывали и культуру США, и культуры стран Западной Европы.

В начале 90-х годов XX века русская культура, хотя и сосредоточивала в себе самые многочисленные противоречия, но всё равно производила впечатление грандиозное, покоряя достижениями в области науки, спорта, художественной культуры и народного образования. СССР был самой читающей в мире страной, с самыми дешёвыми книгами, театральными и музейными билетами, с большим количеством великолепных театров, кинотеатров, музеев, народных ансамблей, выставочных залов, библиотек, стадионов и одной из лучших в мире систем школьного образования. С таким наследием вполне можно было, искоренив идеологические установки и повысив уровень культуры быта, создать поистине уникальную и высокогуманную культуру.



Оглавление
Морфология и философия культуры. Этапы истории мировой культуры от возникновения до V в.
Культура как феномен
Морфология культуры. Культура и цивилизация
Своеобразие культурологии как комплексной науки
Философские концепции происхождения культуры
Философские концепции функционирования культуры
Русская культура как объект философских споров
От “доистории” к “техническому веку”. Историческая динамика культуры
Культура как мир символов. Художественный стиль как символическое выражение души культуры
Основные направленияв художественной культуре 1-ой пол. XX века.Преобразование культурных стереотипов
Культура 2-ой половины ХХ века
Все страницы