Основные этапы мировой культуры (VI-XX вв.). Проблемы современной культуры. - Основные направления в художественной культуре XX в.

Основные направления в художественной культуре XX в.

Кинематография – новый вид искусства, ставший лицом XX в., рождением своим целиком обязана техническому прогрессу, совершенствованию фотохимии, оптики и механики. В 1894 г. братья Луи и Огюст Люмьеры, заинтересовавшись изобретенным Томасом А. Эдисоном “синетоскопом”, создали свою установку для демонстрации световой проекции движущихся фигур, которая была названа “синемато­гра­фом”. В 1895 г. они организовали платный сеанс просмотра первого отснятого двухминутного документального фильма на большом экране в специальном зале, добившись эффекта многократного усиления зрительских эмоций. В результате аттракцион превратился в вид художественного творчества. Далее последовали игровой фильм “Политый поливальщик” и документальный “Прибытие поезда”. Таким образом, было намечено два направления в последующем развитии кинематографа как вида искусства. На протяжении трех лет существова­ния студия Люмьеров выпустила около1500 фильмов, среди которых были и игровые сценки на исторические и литературные сюжеты: “Фауст и Маргарита”, “Синяя борода” и др.

Изобретение Люмьеров мгновенно распространилось по всему миру, и в результате нарастающей конкуренции они были вынуждены закрыть студию и ограничиться лишь выпуском аппаратуры и плёнки. В 1902 г. Жорж Мельес во Франции снял фантастический фильм “Путешествие на Луну”, а в 1903 г. Эдвин Портер полное драматизма “Великое ограбление поезда”. В 1912 г. появляется мультипликация. Американский кинорежиссер Д. Гриффит совершил революцию в технике кино, разработав крупный план, ретроспекцию, съемку “из затемнения” и “в затемнение”. В 1915 г. он поставил первый историчес­кий фильм “Рождение нации”. В начале имена исполнителей не играли роли. Первой в кинематографе обрела имя Мэри Пикфорд. Зрителям она так понравилась, что они захотели узнать, кто она такая. Первая мировая война помешала развитию кинематографа в Европе, но Голли­вуд продолжал процветать. Появилась целая плеяда “звезд”: Рудольф Валентино, Дуглас Фэрбенкс, Лиллиан Гиш, Глория Свенсон, Грета Гарбо, комики Чарли Чаплин, Бестер Китон, Гарольд Ллойд. В конце 20?х годов появляется звуковое кино, а в 30-е – фильмы, снятые в цвете.

В 1907 г. начинается история русского киноискусства. Режиссёры А.О. Дранков и А.А. Ханжонков создают первые документальные и трюковые, а в 1908 г. – первый игровой фильм “Степан Разин”. В России еще в довоенный период прославились актёры Вера Холодная и Николай Мазжухин. Крупнейшим режиссёром раннего этапа существования мирового кинематографа был русский кинорежиссёр и теоретик Сергей Эйзенштейн. Снятые им фильмы “Стачка” и “Броненосец Потёмкин” (1925), “Александр Невский” (1938), “Иван Грозный” (1946) вошли в сокровищницу мирового киноискусства.

Под воздействием резких перемен в жизни и культуре общества резко изменяется и архитектура. Новым направлением архитектуры западных стран в 20-е годы стал конструктивизм (функционализм) – архитектурное направление, сложившееся в 10-20-е годы, разработав­шее принципы постройки общественных зданий и городских кварталов с помощью железобетонных конструкций строго геометрических, нарочито упрощённых форм. Основоположником направления считается немецкий архитектор В.А. Гропиус (1883-1969), создатель архитектурной школы Баухауз в Веймаре. Распространению традиций конструктивизма во многом способствовал Ле Корбюзье (1887-1965), один из крупнейших архитекторов XX в., предложивший ряд принципиально важных как функциональных, так и формально-эстетических решений, под знаком которых архитектура развивалась в течение многих десятилетий, а от многого не отказалась и по сей день. Современная архитектура обязана функционализму 20-х годов новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, решением экономичных квартир со встроенным оборудованием, рациональной планировкой интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.).

В 20-30-е годы сложились две противоположные теории строи­тельст­ва – урбанистическая и дезурбанистическая. Создатель и сторон­ник первой Ле Корбюзье в 1922 г. представил диораму “Современный город на 3 млн. жителей”, а в 1925 г. – проект реконструкции центра Парижа, превращавший столицу Франции в комбинацию небоскребов в сочетании со свободными пространствами зелени и сложной сетью транспортных артерий.

Дезурбанисты шли от идеи Э. Хоуарда, выдвинутой им еще в 1898 г. во всемирно известной книге “Завтра”, о строительстве небольших городов-садов со свободной планировкой, общественным парком в центре города и размещенными в зелени административными и культурного назначения зданиями, с жилыми домами индивидуального плана, с не подлежащим застройке кольцом сельскохозяйственных территорий вокруг города-сада. Подобные города с населением не более 32 тыс. человек должны были образовывать группы вокруг большого города.

Советский архитектор Константин Мельников (1890-1974) получил мировую известность как талантливый интерпретатор теории конструктивизма. Созданные им проекты клуба им. Русакова и клуба завода “Каучук” в Москве (1927-1928) относятся к числу шедевров архитектуры ХХ в. По типу клуба им Русакова Дж. Стирлинг построил один из корпусов Лестерского университета в США.

При всех сложных переплетениях разных художественных направле­ний в искусстве XX в. отчетливо прослеживаются две основные тенден­ции: поиск новых реалистических форм и отход от принципов той реалис­ти­ческой системы, которая была присуща европейскому искусству ещё времен античности. С начала ХХ в. начинается период авангардизма или модернизма, под которым подразумевается совокупность худо­жест­венных направлений в культуре первой трети ХХ столетия, единых в желании порвать с реализмом, низвергнуть все существовавшие ранее художественные традиции. Все авангардистские течения имеют одно общее: они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные, истолковательные функции искусства. В этой дегума­низации искусства есть и его уязвимость. За отрицанием изобразитель­ных функций неизбежно следует и отрицание самих форм, замена кар­тины или статуи реальным предметом. Отсюда совершенно закономе­рен вопрос об уничтожении искусства как такового. Одно из главных стремлений художников модернизма сводилось к подчеркнутому поиску собственной неповторимости. Этим продиктованы постоянные поиски ранее не использовавшихся изобразительных средств и материалов.

В 1905 г. на выставке в Париже художники Анри Матисс, Андре Дерен, Морис Вламинк, Альбер Марке, Жорж Руо, Ван Донген и несколько других экспонировали свои произведения, которые за резкое противопоставление цветов и упрощенность форм критика назвала произведениями “диких”, или фовистов. А все направление получило название “фовизм” – направление во французском искусстве начала XX в., абсолютизирующее яркие цветовые сочетания и динамичность рисунка. Фовизм принято считать первым авангардистским направлени­ем в истории культуры. Самым талантливым из фовистов был несомнен­но Анри Матисс (1869-1954). В поисках повышенной интенсивности и силы цвета он пришел к упрощенности и плоскостности форм, отказался от сюжетной повествовательности. Его не интересует передача освеще­ния, в его полотнах почти нет объема, пространство лишь обозначено. Композиция строится на контрасте цветов (“Танец”, “Музыка”, “Красная гостиная”, “Мастерская художника” и др.).

Почти одновременно с фовизмом появилось одно из наиболее самобытных течений модернизма – кубизм, передающее все многообра­зие мира через простейшие геометрические формы. Создателями течения были испанец по происхождению Пабло Пикассо (1881-1973) и француз Жорж Брак (1882-1963). Отчасти примером для них послужила привезенная тогда в Европу негритянская скульптура. Имело значение также творчество постимпрессиониста Поля Сезанна, у которого они заимствовали идею упрощения предметов до геометрических форм шара, цилиндра, призмы, куба. Поэтому их творчество в насмешку называли “искусством кубиков”. Мир, который они создавали в своих картинах, был граненым и беспокойно угловатым. Они как бы расчленяли реальные предметы и существа на части, а затем укладывали эти части в другом порядке. Например, человек на портрете мог быть представлен сразу и анфас и в профиль. В поисках новых выразительных средств кубисты наклеивали на свои картины куски газет, обоев, тканей и т.п. Такого рода произведения получили название коллажей (от французс­кого слова “соllage” – наклеивание).

Используя приемы кубизма, Пикассо создал немало интересных глубоких произведений. Например, картина “Авиньонские девушки” (1908) и огромное живописное полотно “Герника” (1937), изображающее жуткие последствия бомбардировки одноимённого испанского города фашистами. Но Пикассо был связан не только с кубизмом. Он трудился более семи десятилетий, и в его творчестве нашли отражение самые разные художественные направления. Он использует приёмы абстрактного искусства (“Танец”), сюрреализма (“Плачущая женщина”, “Портрет Доры Мар”), часто прибегает к символике (парные картины “Война” и “Мир” – 1951). И никогда не забывает о том, что начинал как яркий художник-реалист (“Девочка на шаре” – 1905, портрет первой жены, балерины Ольги Хохловой, – 1910, “Три женщины у источника” – 1921 и знаменитый “Голубь мира” –1949).

Другим течением модернизма стал экспрессионизм, одно из самых сложных направлений авангарда, признающее единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства – его отражение. Уже Ван Гог, а затем фовисты и некоторые другие мастера той эпохи стремились к самовыражению, но название “экспрессионизм” употребляется преимущественно по отношению к немецкому искусству, где он получил наиболее чистое воплощение. Немецкий экспрессионизм может произвести на некоторых зрителей угнетающее впечатление своей экзальтированностью, выражением ужаса перед действительностью и отчаяния. Он зародился в начале XX в., когда во Франции сформировались фовизм и кубизм. Но в отличие от фовис­тов, немецкие экспрессионисты не стремились к красоте. Картина для экспрессионистов была лишь средством поразить зрителя, пробудить его чувства, заставить сопереживать. Главным было выразить удручен­ность, разочарованность, недовольство всем сущим. В мире нет ничего, кроме зла и уродства. В начале века немецкими экспрессионистами было образовано несколько объединений, таких как “Мост” и “Синий всадник”. Среди них были художники, поэты, критики, журналисты, в том числе и иностранцы. Одним из идеологов “Синего всадника” был Василий Кандинский. Среди наиболее известных художников-экспрессио­нистов были немцы Эмиль Нольде, австриец Оскар Кокошка, норвежец Эдвард Мунк. Войну с ее ужасами, ранеными, калеками, нищими, а также притоны большого города мастерски изображал Отто Дикс (1891-1969). Крупными представителями экспрессионизма были немецкие драматурги Георг Кайзер и Эрнст Толлер, а также американский писатель и драматург Торнтон Уайлдер.

Долгая жизнь была суждена еще одному направлению авангардиз­ма сюрреализму, в основе которого лежало желание заглянуть и отразить сферу подсознания и сна. Реальные существа и предметы выступают здесь в необычных сочетаниях и таким образом возникают образы, напоминающие фантастические видения или сны. В сюрреализ­ме нет никакого порядка и разумного смысла – все подчиняется случайности сновидения. Появление такого искусства в большей мере было связано с распространенной в начале XX в. в медицине точкой зрения, согласно которой в человеческой душе, в подсознании, гнездятся первобытные темные силы, которые стремятся подчинить себе сознание и поступки человека. Соответственно некоторые художники пробовали дать выход этим тайным силам, позволить им управлять рукой художника так, чтобы произведение возникало как бы само собой, без контроля разума.

В 1919 г. группа дадаистов, представителей ещё одного течения авангарда, отличавшегося крайним антиэстетизмом и презрением к классике мировой культуры (например, Марсель Дюшан пририсовывает к “Моне Лизе” усы и бороду или выставляет на обозрение зрителей писсуар) во главе с поэтом и теоретиком Андре Бретоном, начала выпускать журнал “Сюрреалистическая революция”. Постепенно из литературы сюрреализм переходит в живопись, скульптуру, кино и театр. Сюрреалистическое направление в искусстве родилось как философия “потерянного поколения”, чья молодость совпала с Первой мировой войной. Его представляла в основном бунтарски настроенная художественная молодежь, близкая по мироощущению к дадаистам, но понимающая, что дадаизм бессилен выразить волновавшие их идеи. Теория сюрреализма строилась на философии интуитивизма Анри Бергсона и на философии австрийского психиатра Зигмунда Фрейда с его учением о психоанализе, с культом “бессознательного”.

Двойственное чувство вызывают произведения известнейшего из сюрреалис­тов – каталонца Сальвадора Дали (1904-1989). Неоспоримое мастерство, с которым выполнены все детали картины, делает особенно впечатляющим его фантазии, разыгрывающиеся в плоских пустынных ландшафтах. Среди знаменитых мотивов Дали – огромные карманные часы из какого-то мягкого материала, свисающие с ветки дерева, пылающие жирафы, жуткие вздыбленные кони на длинных, тонких, как проволока, ногах. В картине “Предчувствие гражданской войны” изображена ужасающая конструкция из разлагающейся головы на костяной ноге с двумя огромными лапами, одна из которых сжимает грудь с окровавленным соском. Всё это размещается на фоне безжизненного, мертвого, типично сюрреалистического пейзажа. Крупными представителя сюрреализма были также художники Ив Танги и Жоан Миро.

Сюрреализм с его склонностью к абсурду и безумию был отражением некоторых сторон жизни эпохи с ее противоречиями, кризисами, войнами. Подобные явления можно найти и в прошлом. Особенно много сюрреалистических черт было у Босха и Гойи, но и они ведь работали во времена войн и народных бедствий.

С сюрреализмом часто связывают имя художника из Витебска Марка Шагала (1887-1985). Родившийся в Рос­сии и именно здесь сформировав­шийся как художник, Шагал большую часть жизни прожил за рубежом, но оставался верен впечатлениям детства и юности. Скрипач, парящие над землей любовники, коровы, лошади, ос­лы, петухи, покосившиеся деревянные домишки витебской окраи­ны – эти мотивы не заслонены парижскими и прочими впечатле­ниями и сопровождают произведения всех этапов его творческой жизни в самых разнообразных вариациях и художественных моди­фикациях, где бы он ни работал. А творил Шагал поистине для всего мира – от России до Франции, от Штатов до Иеруса­лима – в самых разных жанрах и видах (как в станковой живописи, так и в монументальной – плафон для парижской Гранд-опера, 1964; парные панно для фойе Метрополитен-опера, 1965; витражи для университета в Иерусалиме, 1960-1961 и т.д.). Для него никогда не был свойствен культ подсознательного, как для сюрреалистов. В его творчестве отсутствуют “крик”, истерика, надрыв, как у экспрессионистов. Марк Шагал “живопи­сец по природе”.

Одним из самых сложных, самых спорных направлений в совре­мен­ном искусстве был и остается до сих пор абстракционизм. Абстракт­ная живопись не пытается изобразить что-либо реально существующее – людей, предметы, пейзажи, события, только точки, линии, плоскости, цветовые пятна, отвечающие настроениям и чувствам художника. Нередко употребляется также название “беспредметное искусство”. “Отцом абстракционизма” считают русского художника Василия Кандинс­ко­го (1866-1944). В 1910г. он написал первые акварели, состоявшие из одних только цветных пятен. Кандинский был также первым, кто изложил теорию абстрактного искусства в своих сочинениях. Некоторые ответвле­ния абстракционизма возникли в России. Различные геометрические фигуры изображал на своих полотнах Казимир Малевич (1878-1935), называя свой творческий метод супрематизмом. Знаменитые картины Малевича – “Черный квадрат на белом фоне”, “Белый квадрат на белом фоне”, “Красный квадрат” и всевозможные супрематические компози­ции. Ещё одно направление абстракционизма – лучизм – возглавляли Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. По Ларионову все предметы представляют собой сумму лучей, а задача художника зафиксировать их пересечения и сплетения.

К числу основателей абстракционизма принадлежит также голлан­дец Пит Мондриан. Он разделял плоскость картины вертикаль­ными и горизонтальными полосами на квадраты и прямоугольники. Некоторые из них он окрашивал в белый цвет, другие – в красный, синий, желтый.

С приходом к власти фашистов центры абстракционизма переме­щаются в Америку. В 1937 г. в Нью-Йорке создается музей беспредмет­ной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма (спирале­образное здание было построено по проекту знаменитого архитектора Ф.Л.Райта), в 1939 г. – Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время Второй мировой войны в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.

В литературе авангардизма писатели часто прибегали к методу “потока сознания”, когда привычное повествование заменяется непрерывным потоком мыслей, впечатлений и чувств персонажей без обычных диалогов и объективных описаний окружающего; например, ирландский писатель Джеймс Джойс (1882-1941), автор романов “Дублинцы”, “Портрет художника в юности”. Мировую славу ему принёс объёмный и сложночитаемый роман “Улисс” (1922). Все события здесь происходят в течение одного дня в Дублине. Повествование строится в форме внутреннего монолога некой Молли Блум, по сути дела, единст­венного персонажа, констатации её невысказанных и неосознанных эмоций. Метод “потока сознания” использовали в своих произведениях такие знаменитые писатели, как англичанка Вирджиния Вулф (“Миссис Дэллоуэй”, 1925) и американец Уильям Фолкнер (“Шум и ярость”, 1929). Считается, что метод “потока сосзнания” был разработан английской писательницей Дороти Ричардсон, а термин введён в обиход философом У. Джеймсом в 1890 г. На основе философии “потока сознания” и теории кубистов американская писательница Гертруда Стейн создала стиль “постоянного присутствия”, заключающийся в нарочитом повторении простых фраз (“Становление американцев”, 1925).

Пытались сломать привычные установки и приёмы литературного творчества, но не прибегая к определённой методологии и другие крупные писатели. Это и Марсель Пруст (“В поисках утраченного времени”, 1913-1927), и Франц Кафка (“Процесс”, 1920; “Замок”, 1924), Андрей Платонов (“Котлован”, 1926; “Чивенгур”, 1931) и многие другие. Ярчайшими ниспровергателями канонов поэтического творчества были Владимир Маяковский и Велимир Хлебников.

В театральном искусстве авангардизм проявился достаточно поздно, если принимать во внимание не постановочные приёмы, кото­рые пытались реформировать на протяжении всей второй половины XIX в. (Э.Г.Крэг, Люнье-По, К.С. Станиславский, Вс. Мейерхольд и др.), а саму драматургию. Авангардизм в драме наиболее ярко, программно, заявил о себе в начале 50-х годов в так называемой драматургии театра абсурда, отразившей очередной виток кризиса человеческого сознания и культуры. К представителям театра абсурда относят Сэмюэля Беккета, Эжена Ионеско, Жана Жене и др. Их работы строятся на утверждении, что человеческое существование бессмысленно и бесцельно, что люди одиноки и некоммуникабельны. Поступки и высказывания персонажей иррациональны, нелогичны, бессмысленны. Самым популярным произ­ве­дением абсурда является пьеса Беккета “В ожидании Годо”, в которой персонажи заняты бесконечным так и не реализовавшимся ожиданием.