Основные этапы мировой культуры (VI-XX вв.). Проблемы современной культуры. - Русская культура XVIII в.

Русская культура XVIII в.

Направленные на модернизацию и европеизацию общества радикальные реформы Петра I были исторически обусловлены и вместе с тем насильственны. Эта “революция сверху” коснулась в первую очередь культуры: дальнейшее “обмирщение”, утверждение нового взгляда на человеческую личность, “спрессованность” культурного процесса – вот признаки петровского времени и всего столетия. Но, несмотря на решительность коренных преобразований, русская культура вновь демонстрирует умение выживать и сохранять неповторимые черты.

Вполне естественно, что рост промышленности, нараставшие изменения в укладе жизни резко увеличили потребность в специалистах, которых могла подготовить только новая светская школа. Началась реформа образования. Начало системе светского образования положи­ло открытие в 1701 г. “Школы математицких и навигацких наук” и Пушкар­ской (артиллерийской) школы в Москве. За короткое время начали рабо­тать еще несколько профессиональных школ: инженерная, медицинская, горная. На базе некоторых из них впоследствии образовались высшие специальные учебные заведения. Своеобразным итогом петровских преобразований в области просвещения и науки было открытие в 1725 г. Академии наук, особенностью которой было объединение научно-исследовательских и педагогических функций (в ее системе находились университет и гимназия). Академия имела также свою библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, физическую и химическую лаборатории. В отличие от европейских академий, существовавших на средства от издательской и другой коммерческой деятельности, Петербургская академия наук имела твердый государственный бюджет. Для дворянских детей была создана сеть закрытых учебных заведений (Шляхетский корпус, Пажеский корпус, “Воспитательное общество благородных девиц” при Смольном монастыре и др.). Появились профессионально-художественные училища закрытого типа (Балетная школа при Москов­ском воспитательном доме, 1773; Академия художеств, 1757 и др.). К концу XVIII в. в стране было 550 учебных заведений с числом учащихся около 70 тыс. человек.

12 января 1755 г. (в Татьянин день) императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об учреждении в Москве университета с двумя гимназиями. Хотя в нем говорилось, что Московский университет создан по примеру европейских, “где люди всякого звания свободно наукою пользуются”, однако для дворянских детей предназначалась одна гимназия, для разночинцев – другая. Лишь став студентами, они учились совместно и все независимо от происхождения получали шпаги; таким образом, статус разночинца повышался. В отличие от европейских университетов обучение в Московском в XVIII в. было бесплатным, а для 30 студентов предусматривалось казенное содержание. В 1779 г. была открыта Учительская семинария при Московском университете, в 1782 г. – Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ, преобразованное в Педагогический институт.

Распространению научных знаний способствовало развитие типографского дела в Москве и Петербурге. Широко издавались иллюстрированные гравюрами, схемами, чертежами учебники (“Первое учение отрокам” Ф. Прокоповича, “Арифметика” Л. Магницкого и др.), словари, различные специальные руководства. Введение нового, более простого шрифта (1710 г.) способствовало распространению грамотности, хотя и привело к разделению сферы книжности на светскую и церковную, где сохранялся старый шрифт. В конце 1702 г. начала выходить первая печатная газета “Ведомости”, в которой публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. “Ведомости” не являлись изобретением Петра. Его заслуга состоит в том, что выпускаемые ранее рукописные столбцы, предназначенные для немногих, были превращены в печатное издание для всеобщего чтения.

Петровские указы, не ограничиваясь сферой политики и экономики, вторгались в общественную, частную и даже интимную жизнь, учили подданных правилам рационального хозяйствования, диктовали покрой одежды. Безоговорочное право не брить бороду было сохранено лишь за духовенством. Купцам и крестьянам, не желавшим расставаться с нею, приходилось платить особый налог и носить медный “бородовый знак”, изображавший усы и бороду и снабженный надписью “Деньги взяты”. Вводились новые формы светского времяпрепровождения (ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками и иллю­минацией). Была издана книга о правилах поведения молодого человека “Юности честное зерцало” (перевод с немецкого), советовав­шая в част­ности “в сапогах не танцевать, в платок громко не сморкаться, пальцем носа не чистить, пальцев не облизывать, голову над пищей не чесать, не чавкать и т.д.”. Среди петровских нововведений было устройство в Москве первого публичного театра на Красной площади в Москве (“Комедийная храмина”), введение юлианского летосчисления (с января 1700 г.), организация регулярного почтового сообщения и др.

В литературе первой четверти века происходили серьезные изменения. Это время расцвета жанра “гистории” – повести. Большой популярностью пользовалась “Гистория о российском матросе Василии Кариотском”. В ней отразились идеи новой эпохи. Несовершенные в художественном отношении повести позволяют многое узнать о людях нового времени. Как правило, герои “петровских повестей” – молодые и энергичные дворяне, верящие во всемогущество разума и науки, осознающие себя не только гражданами новой России, но и европейцами. Для русских людей нового времени стало естественным представление о России как европейской стране.

В 40-е годы началась научная деятельность М. В. Ломоносова (1711?1765), ставшего в 1745 г. первым русским профессором, членом Академии наук. Решая практические задачи, он занимался горным делом, металлургией, производством стекла и одновременно достиг больших успехов в разработке теоретических проблем. Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения (почти на 30 лет раньше французского химика А. Лавуазье), явился одним из создателей учения о теплоте как о молекулярном движении, стал основоположником физической химии и т.д. Не менее разнообразной и плодотворной была деятельность ученого в области гуманирных наук: ему принадлежит выдающаяся роль в реформе русского языка; ученый оставил многочисленные записки на общественно-политические и экономические темы и т.п. Неоценим вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения. Он был одним из инициаторов создания Московского университета. Им написана книга “Древняя Российская история”, где автор впервые коснулся вопроса об этногенезе славян, высоко оценив их древнюю культуру. Ломоносов пробовал свои силы и как художник, пытаясь возродить искусство мозаичной живописи (мозаичное панно “Полтавская битва”).

Впервые русское искусство приобрело отчетливо светский характер и стало развиваться в русле европейского искусства. Принципы архитектуры нового времени наиболее полно воплотились в строительст­ве новой столицы России – Петербурга. В отличие от большинства русских средневековых городов, имевших радиально-кольцевую планировку, в Петербурге воплотился идеал рационально спланирован­но­го городского ансамбля. Для массового строительства вводились типовые проекты зданий, размеры которых зависели от состоятельности владельца (все население делилось на три категории). “Именитые” (помещики и богатые купцы) обязаны были строить двухэтажные каменные типовые здания; “подлые” и “зажиточные” – маленькие и покрупнее мазанковые дома. Первые монументальные постройки Петербурга были возведены в основном приглашенными иностранными зодчими. Главной задачей ставилось отражение через архитектуру новой столицы величия и мощи Российской империи.

В петровское время произошли изменения и в застройке Москвы, где также возводились здания, отвечавшие новым вкусам. Появились небывалые прежде сооружения промышленного, административного, учебного назначения: Большой Каменный мост через Москву-реку; ткацкая мануфактура, Суконный двор в Кадашах; здание Арсенала в Кремле и др.

Расцвет русского зодчества и изобразительного искусства прихо­дится на середину XVIII в. Специфика русского барокко – русской архитектуры XVIII в., развивавшей традиции европейского барокко в противовес канонам барокко московского, связана с использованием опыта европейских мастеров. Лицо архитектуры этого периода определяли новые для России объемно-пространственные композиции. Крупнейшим зодчим середины века был В.В. Растрелли (младший), самые совершенные постройки которого – Большой, или Екатеринин­ский, дворец в Царском Селе с обширным регулярным парком и парковыми павильонами; Зимний дворец в Петербурге; комплекс Смольного монастыря. Внешнее великолепие стиля барокко – богатство скульптурного убранства, игру светотени, красочность сочетаний интен­сивно-голубого, белого цветов и позолоты – зодчий умело соединил с грандиозным пространственным размахом и удивительной продуман­ностью композиции.

В Москве в это время сложилось свое понимание барочной формы, характеризующееся более бережным отношением к старомосковской традиции. Крупнейшим зодчим Москвы середины века был Д.В. Ухтом­ский, возглавивший так называемую “архитектурную команду”, воспитан­ники которой сочетали теоретическое обучение с практической работой. Среди учеников этой школы были А.Ф. Кокоринов, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

В 60-е годы классицизм с его благородной, величавой простотой пришел на смену живописному барокко. Классицизм в России – русская художественная культура XVIII – начала XIX вв., использовавшая и развивавшая традиции французского классицизма, – это явление особой значимости, выведшее русскую культуру на общеевропейский уровень. Центр Петербурга административными зданиями и дворцами застраивали лучшие русские и иностранные зодчие – А.Ф. Кокоринов совместно с Валлен-Деламотом (Академия художеств), Д. Кваренги (Академия наук), Н.А. Львов (Почтампт), И.Е. Старов (Таврический дворец). В начале XIX в. русские зодчие, используя только основные принципы ордерной архитектуры, создали произведения, воплощавшие идею величия и силы Российского государства (А.Н. Воронихин – Казанский собор; А.Д. Захаров – Адмиралтейство и др.).

Гармония единства классических и национальных начал, характер­ная для русского классицизма, гениально воплотилась в творениях московских зодчих В.И. Баженова (1737-1799) – дворцово-усадебный ансамбль в Царицыне под Москвой, дом Пашкова и др.; и М.Ф. Казакова (1738-1812) – Петровский дворец, здания Сената в Кремле, Благородно­го собрания, Московского университета и др.

Приобщение к европейским традициям крайне быстро произошло и в живописи. Всё более важное место занимают картины на светские сюжеты. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Утверждение искусства портрета в России изначально было связано с новым пониманием человека как разносторонней личности. Становление русского портрета связано с именем Ивана Никитина. Художник уже в первых опытах, уходя от парсунной традиции, пытался передать не только внешнее сходство, но и внутреннюю жизнь портретируемых (портреты племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны и царевны Натальи Алексеев­ны). Убедительны и психологичны лучшие работы Никитина (портреты канцлера Головкина, “Напольный гетман”, “Петр I на смертном ложе”).

В 30-е годы XVIII в. ведущее место в русской живописи занял учившийся в Голландии А. Матвеев. Монументальные произведения художника (росписи церквей и дворцов), к сожалению, не сохранились. До нас дошла только станковая живопись этого мастера – “Автопортрет с женой”, парные портреты И.А. и А.П. Голицыных. Все они демонстриру­ют прекрасное владение и техникой, и искусством индивидуальной характеристики героев. Постепенно портрет становится ведущим жанром русской живописной школы.

В дальнейшем появляется целый ряд художников, учившихся на родине, воспринявших национальные традиции. Среди них И.Я. Вишня­ков, А.П. Антропов. При статичности композиции и некоторой плоскост­ности изображения их работы удивительно жизненны. Чудесным живописцем был и крепостной художник Шереметевых И.П. Аргунов. К самым замечательным явлениям русской культуры XVIII в. принадлежит творчество Ф.С. Рокотова, в портретах которого увековечены неповто­римые черты современников, передан внутренний мир, тончайшие душевные состояния (портреты В И. Майкова, П. Сумарокова и др.). Особой одухотворенности образов достиг художник в женских портретах (А.П. Струйская, В.Е. Новосильцева). Полотна Д.Г. Левицкого также отличались мастерством исполнения и правдивостью характеристик (портреты А.Ф. Кокоринова, П.А. Демидова, Д. Дидро, М.А. Дьяковой и др.). К высшим достижениям живописи XVIII в. принадлежит его сюита из 7 портретов “Смолянок”. Последний значительный портретист XVIII в. – В.Л. Боровиковский лучшие лирические образы создал под влиянием сентиментализма (портреты М. И. Лопухиной, сестёр Гагариных и др.), а парадные портреты – следуя традициям классицизма (портрет А.Б. Куракина).

Основоположником исторического жанра в живописи был А.П. Ло­сенко. В его творчестве проявились черты классицизма, соседствующие с реалистическими тенденциями (“Владимир и Рогнеда”, “Прощание Гектора с Андромахой”). Выдающимся мастером историчес­кой живописи был Г.И. Угрюмов (1764-1823), в работах которого проявил­ся рост интереса к отечественной истории (“Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной победы над немецкими рыцарями”; “Призвание Михаила Федоровича на царство” и др.).

Классицизм утвердился и в русской литературе. Особенностью русского классицизма был интерес к национальной тематике, связь с традициями русского фольклора. Фундамент новой словесности был создан тремя поэтами в течение одного десятилетия. В 1729 г. А. Канте­мир написал первую сатиру. В 1735 г. поэт В. Тредиаковский осуществил реформу стихосложения (статья “Новый и краткий способ к сложению российских стихов”). В 1739 г. М.В. Ломоносов написал оду “На взятие Хотина”, развивая реформу Тредиаковского. Кроме того, он произвел реформу литературного языка, узаконив использование живой разговорной речи (“Письмо о правилах российского стихотворства”, “Риторика”). Талантливый поэт и теоретик классицизма А. Сумароков стал одним из первых русских драматургов, автором стихотворных трагедий “Хорев”, “Синав и Трувор” и др. В последней трети XVIII в. в литературе начали складываться реалистические тенденции (комедии И. Фонвизина “Бригадир”, “Недоросль”; прозаические произведения и оды Г.Р. Державина -”Властителям и судиям”, “Фелица” и др.)

Труднее всего происходило становление светской скульптуры. По существу, в течение семи веков после принятия христианства этот вид искусства на Руси почти не развивался (за исключением народной дере­вян­ной скульптуры Перми, Вологды и др.). Основоположником русской скульптуры нового времени явился Б.К. Растрелли-отец. Произведениям мастера свойственна барочная парадность и пышность и вместе с тем глубокое понимание индивидуальности модели, подлин­ная историч­ность (бюсты Петра I и А.Д. Меньшикова). Русская монументальная скульптура началась со статуи Растрелли “Императри­ца Анна Иоанновна с арапчонком”, ставшей своеобразным символом эпохи. Эта композиция воплотила важнейшие принципы стиля барокко: подчеркну­тая пространст­венность, равновесие пластических масс, светотеневые контрасты.

Развитие монументальной скульптуры происходило в русле класси­циз­ма, наиболее видные представители которого – М.И. Козловский (памятник А.В. Суворову в Петербурге, статуя Самсона в Петергофе и др.) и И.П. Мартос (памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве) – демонстрировали замечательное пластическое мастерство. Одновре­мен­но происходило становление русского реалистического скульптур­ного портрета, родоначальником которого стал Ф.И. Шубин (1740-1805). Образы, созданные скцульптором, отличаются необычайной выразитель­ностью (бюсты М.В. Ломоносова, П.А. Румянцева-Задунайского, А.М. Го­ли­цына и др.).

Важнейшим направлением общественной мысли второй половины XVIII – начала XIX в. явилось просветительство, нашедшее широкое отражение в деятельности Н. И. Новикова (1744-1818), крупнейшего издате­ля и журналиста того времени (сатирические журналы “Трутень”, “Живописец”, “Кошелек”, “Пустомеля”). Традиции радикального просветительства поддерживал А. Н. Радищев (1749-1802). Впервые в истории русской общественной мысли он не только заклеймил “чудище” самовластия, но и поставил вопрос о ликвидации крепостничества и самодержавия революционным путем (“Путешествие из Петербурга в Москву”). Однако Радищев опасался повторения ужасов пугачевщины, якобинского террора и выступал за революцию посредством просвещения народа, на подготовку которой отводил целое столетие.

Русский профессиональный театр во второй половине столетия находился в процессе становления, важнейшими этапами которого было создание в Петербурге в 1756 г. “Русского для представления трагедий и комедий театра” (руководитель труппы – Фёдор Волков), в 1779 г. – частного театра на Царицыном лугу под руководством извест­ного актера Дмитриевского, ставившего пьесы Фонвизина; в 1780 г. – Петровского театра, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и балетные спектакли. Большое развитие получил и кре­постной театр, на сцене которого выступало немало талантливых испол­ни­телей из крепостных. Крупнейшей оперной актрисой своего времени была крепостная графа Шереметева, а впоследствии его жена – П.И. Жем­чугова-Ковалева. В соответствии с завещанием рано умершей от чахотки “крепостной” графини в Москве её мужем был построен Странноприимный дом (ныне Институт скорой помощи им. Склифосовс­кого; архитекторы Е. Назаров и Д. Кваренги).

В последней трети XVIII в. началось формирование национальной композиторской школы. На творчество русских композиторов огромное влияние оказывал народный мелос; появился даже камерный лирический жанр – “российская песня” (О. А Козловский, “Гром победы раздавайся”, 1791). Но ведущим жанром стала опера (М. М. Соколовский, “Мельник – колдун, обманщик и сват”, 1779; Е. И Фомин, “Орфей”, 1792, и др.). Народные традиции были наиболее близки композиторам, работавшим в области хоровой музыки, – М. С. Березовскому, Д.С. Борт­нянскому. Разностороннее творчество этих музыкантов (оперная, камерная инструментальная музыка) нашло признание не только на родине, но и в музыкальном центре Европы – Италии.

Становление русской национальной культуры сопровождалось интенсивным ростом национального самосознания. Осваивались традиции западноевропейской культуры нового времени и одновремен­но утверждались самобытные черты национального искусства.



Оглавление
Основные этапы мировой культуры (VI-XX вв.). Проблемы современной культуры.
Культура Византии
Культура арабского Халифата
Культура Древней Руси (IX – начало XIII вв.)
Культура средневековой Европы
Культура эпохи Возрождения
Культура Московского государства (XIV – XVII вв.)
Европейская культура XVII в.
Культура эпохи Просвещения (Европа)
Русская культура XVIII в.
Общие тенденции в развитии культуры XIX в.
Основные направления в художественной культуре XX в.
Специфика русской культуры советского периода
Кризисные явления в культуре конца ХХ столетия
Все страницы