Социально—психологический фактор сквозь призму различных управленческих концепций и подходов.

Социально-психологические аспекты присутствуют в деятельности менеджера. В истории менеджмента существовали и существуют сейчас в том или ином виде различные управленческие концепции, подходы. И в этих управленческих подходах и концепциях социально-психологическим моментам уделялось различное место.

1. Управленческий подход, делающий акцент на прямом участии в деятельности.

Этот подход характерен для средневековых цеховых гильдий и современных адвокатских контор и консалтинговых организаций.

Суть его — группа высокоподготовленных людей объединяется для создания товара очень высокого качества.

Принципы деятельности такой организации могли строиться только на следующих принципах:

- для вступления в гильдию необходимо обладать очень высоким уровнем теоретической и практической подготовки

- гильдия строго следит за выполнением мастером его работ, а также за профессиональной подготовкой мастера в целом.

- ученичество в этой схеме длительно, ученик учится в непосредственном контакте с мастером.

- гильдия закрытая или полузакрытая корпорация, членство в которой возможно только по особым рекомендациям.

Ясно, что в этой управленческой концепции процент социально-психологического содержания очень высок и строится он на принципах индивидуально — психологического подхода к каждому члену гильдии, ее закрытости от внешних влияний, а также высокоэффективном внутреннем обмене профессиональной информацией, высокой степени сплоченности группы, степени внутренней поддержки и т.п.

2. Управленческий подход, делающий акцент на управлении посредством директив.

Этот подход основан на механизированном, специализированном труде. Суть его - иерархическая система построения организации. Ведущее значение места, занимаемого человеком в структуре организации; принцип приказа сверху вниз; специализация и разделение труда по функциям; система продвижения основана на опыте и знаниях, проверяется стандартными процедурами; система коммуникации ориентирована на написанные правила.

Главное — продуктивность работы, человек в этой системе «винтик». Очень характерна для американских корпораций конца 19, начала 20 века, в каком-то смысле для больших организаций сегодня, особенно созданных по конвейерному типу.

Социально — психологическое содержание в этой концепции управления очень низко и в основном характеризует не саму деятельность как таковую, а процессы идущие вне ее (например, конфликты «труда и капитала очень характерные для нее).

3. Управленческий подход, делающий акцент на управлении по результатам.

Он основан на гуманистическом понимании природы человека, считает, что люди по своей природе активны, желают ответственности, стремятся строить планы и осуществлять самоконтроль; менеджеры строят работу так, чтобы люди достигали своих целей, достигая целей организации.

Эта концепция может использоваться и используется там, где результат больше зависит не от технологии производства (она может быть абсолютно автоматизирована), а от степени отношения работников друг с другом, там, где важны доверие, поддержка, взаимосвязанность, партнерские отношения, высокая степень ответственности персонала друг перед другом.

В данном случае социально-психологический акцент представлен очень широко, но сделан он не на индивидуальные особенности людей, а на отношения между ними, на групповую работу и групповые феномены.

4. Управленческий подход, основанный на управлении посредством методов лидерства, развития, изменений.

Основан на концепции социотехнических систем, когда менеджеры уделяют внимание развитию рабочей среды для полной реализации работниками их способностей, прежде всего групповых. Предполагается, что работники хорошо понимают социальные и экономические аспекты их работы и мотивированы на достижение высокого результата в работе. Главные принципы: вовлечение работника в процесс формулирования целей и принятия решений; использование таких понятий в жизни организаций как «лидерство», «развитие», «изменения»; акцент на улучшение процесса планирования, производства и обслуживания, на выявление слабых мест; менеджер как учитель, тренер, лидерство с его стороны; работа по проектам, по изменениям и т.д.

Здесь социально-психологический подход в менеджменте очень высок, т.к. требуется очень высокий системный учет всевозможных психологических нюансов, как индивидуальных, так и групповых на различных участках организации и в различное время.

Социальная психология управления рассматривает некие организованные общности людей, находящиеся в процессе становления, функционирования и развития определенного типа организационной культуры, их совместную деятельность, взаимодействия, отношения друг с другом, закономерности их действий и поведения в системах и процессах управления в организации.



Оглавление
Методологические основы менеджмента.
Система методов менеджмента (КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ).
Методы управленческого воздействия.
Экономические методы управления.
Организационно-распорядительные методы у правления.
Социально-психологические методы управления.
Социально—психологический фактор сквозь призму различных управленческих концепций и подходов.
Понятие и структура организационной культуры.
Содержание организационной культуры.
Функции организационной культуры.
Развитие организационной культуры. Свойства организационной культуры.
Поддержание организационной культуры.
Изменение организационной культуры.
Значение организационной (корпоративной) культуры.
Основные характеристики организационной (корпоративной) культуры.
Уровни организационной (корпоративной) культуры.
Классификация уровней корпоративной культуры Шейна.
Классификация уровней корпоративной культуры Транса и Бейра.
Классификация организационных изменений.
Методы управления сопротивлениям.
Все страницы