Организационные основы менеджмента. - Области контроля.

Области контроля.

Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного “контролером”, и его помощников. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Исходя из этого, при построении системы контроля напредприятии следует ответить на несколько вопросов. Вот некоторые из них: Все ли процессы будут охвачены контролем? Какие параметры должны контролироваться? С какой частотой будет происходить контроль? Какие формы и методы контроля будут применяться? Например, экономические процессы требуют контроля на всех стадиях: от составления годового финансового плана до сдачи отчетного бухгалтерского баланса. При этом контролируются параметры различных уровней: от составляющих экономический потенциал фирмы (активы, продажи, валовая и чистая прибыль и т.д.) до структуры использования прибыли и статей себестоимости отдельных видов продукции. Одним из инструментов контроля в этом направлении служит анализ хозяйственной деятельности, часто совпадающий по периодичности со сдачей бухгалтерской отчетности. Здесь нелишне напомнить, что грамотный и полный анализ является базой качественного планирования.

В области материальных ресурсов контроль осуществляется как на стадии материально-технического снабжения, так на стадии производства и стадии сбыта. Все эти стадии производственного процесса, связанные с материальными ресурсами, - прерогатива логистики, как отдельного направления управленческой деятельности. Параметры, контролируемые на каждой стадии, отражают изменения, происходящие с предметом труда в производственном процессе. Например, на этапе материально-технического снабжения контролируются физические (количественные и качественные) параметры сырья и материалов, комплектующих изделий, связанные с запланированным объемом выпуска готовой продукции; на этапе производства контролю подлежат складские запасы, физические показатели полуфабрикатов, деталей и блоков, переходящих с одного производственного участка на другой по технологической цепочке; готовая продукция контролируется как с точки зрения физических показателей в целом, так и по месту нахождения: склад, товары в пути, изделия, отгруженные потребителю и т.п.

Трудовые, или человеческие, ресурсы контролируются как кадровой службой, так и руководителями подразделений или специальными лицами в них. Аспекты контроля персонала сопряжены с процессами, в которых участвуют работники фирмы: на этапе приема на работу (найма) контроль требуемых качеств потенциальных работников регламентируется требованиями, излагаемыми в объявлении о приеме на работу, проверкой соответствующих документов, испытаниями и тестированием; в течение всего трудового процесса контролируется отношение к дисциплине, рост квалификации, состояние здоровья, переход из подразделения в подразделение и т.д.

Важнейшим направлением контроля на предприятии является контроль качества выпускаемой продукции (выполнения работ, оказания услуг). Поскольку качество есть “характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств”, то контролировать необходимо отсутствие дефектов при исполнении, надежность при эксплуатации, и новизну и технический уровень изделия. Из этогоследует, что необходимо создавать комплексную систему контроля качества, предусматривающую проверку качества продукта (и его составляющих) на всех стадиях - от проектирования до самой последней операции изготовления. Например, в США контроль качества в масштабах всей фирмы возложен на центральную службу контроля качества (или обеспечения качества), в функции которой входит разработка качественных показателей по всем видам выпускаемой продукции, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, выяснение причин возникновения дефектов и брака и условий их устранения. Служба контроля осуществляет свою деятельность в тесном контакте с соответствующими службами в производственных отделениях, а также с заводскими службами контроля качества (или отделами технического контроля - ОТК).

Основные принципы управления качеством в фирмах США можно обобщить следующими положениями.*

1. Работа, направленная на повышение качества, должна выступать обязательной составной частью стратегии фирмы.

2. В управлении качеством главное не контроль, а бездефектная работа.

3. Поставщики должны быть партнерами (долгосрочные контракты, работа “с колес”, поставка “точно в срок”).

4. Постоянное повышение квалификации работников.



Оглавление
Оглавление
Организационные основы менеджмента.
Понятие и классификация функций управления.
Прогнозирование.
Методы прогнозирования.
Неформальные методы прогнозирования.
Количественные методы прогнозирования.
Качественные методы прогнозирования.
Временной аспект планирования.
Виды планов.
Стратегическое планирование: сущность и функции.
Оценка планов. Критерии оценки.
Сущность, функции и смысл контроля.
Структура контроля.
Области контроля.
Виды контроля.
Поведенческие аспекты контроля.
Эффективность контроля.
Мотивация.
Мотивационный процесс.
Теории мотивации.
Содержательные теории мотивации.
Процессуальные теории мотивации.
Признаки системности и системные концепции.
Системный подход к управлению операциями.
Организация и внешняя среда.
Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.
Новые типы организаций.
Эдхократическая организация.
Многомерная организация.
Потребительские, рыночные или территориальные подразделения.
Миссия, цели, стратегия организации.
Понятие
Построение организации.
Типы организационных структур
Органический тип структур управления.
Все страницы