Организационные основы менеджмента. - Построение организации.

Построение организации.

Построение организации. Существуют три главных этапа в построении любой организации:

1) определение характера выполняемой работы;

2) распределение работы между отдельными позициями менеджмента;

3) классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления.

Определение характера выполняемой работы. Для выполнения этой задачи данную стадию полезно разбить на определенные этапы и виды работ. Например, постановка задач, расчет необходимого для их решения объема работ, устранение бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка (чтобы не упустить важную составляющую часть работы).

Автор известных книг по вопросам предпринимательства профессор П.Дракер (P.Drucker) выделяет главные моменты направления анализа, которые необходимо провести на этапе построения организации. Они включают в себя анализ:

- деятельности, определение той работы, которая должна осуществляться, и способов координации взаимодействия;

- решений: какого вида решения будут приниматься и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;

- отношений, т.е. определение того вклада в общее дело, который должен внести менеджер;

- лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать;

- влияния, оказываемого на менеджера другими лицами, принимающими решения.

Распределение работ между отдельными позициями менеджмента. Этот этап включает в себя определение норм, стандартов (например, расчет допустимого объема должностных обязанностей для каждого руководителя любого уровня); технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов и организации труда и т.п.); установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.

Классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп. Здесь важно, чтобы элементы управления были сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей). Этот способ известен как “принцип ориентации” (по А. Файолю).

Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений), т.е. коллективов людей, выполняющих некоторую аналогичную работу, как правило, под единым руководством начальника отдела (подразделения).

Ниже приведены принципы, которые были сформулированы А.Файолем:

Единство управления. Независимо от структуры организации, степени децентрализации и делегирования полномочий полную и абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен нести один человек.

Скалярный метод передачи полномочий. Полная и абсолютная ответственность означает право не только управлять, но и передавать, делегировать часть полномочий другим лицам по линии руководства.

Единство подчинения. У любого служащего (работника) может быть только один руководитель.

Принцип соответствия. Делегированные полномочия должны соответствовать уровню ответственности. Если на лицо возлагаются определенные обязанности, то его необходимо наделить и соответствующими полномочиями для выполнения этих обязанностей.

Масштабы управления. Число лиц, находящихся в эффективном управлении, лимитировано. Это зависит от ряда обстоятельств и характера выполняемой работы.

Коммуникации, система связи. Как формальные, так и неформальные линии связи должны быть установлены и постоянно поддерживаться.

Принцип ориентирования. Организации должны строиться всоответствии с характером возложенных на них задач и не зависеть от субъективных факторов.

Принцип избирательности. Руководство должно получать лишь ту информацию, которая выходит за рамки плана и является исключительной, т.е. либо благоприятной, либо неблагоприятной для ведения бизнеса. Таким образом, можно отсечь лишнюю, непригод-ную к использованию информацию.

Дифференциация работы. Различные виды работ имеют разные характеристики, что необходимо учесть при создании организации. Например, высококвалифицированный индивидуальный труд требует иных условий, чем полуквалифицированные повторяющиеся операции.

Разбивка сложного элемента на простые составляющие, специализация и стандартизация. Эти методы должны найти свое применение в организации, так как позволяют снизить затраты.

Контроль за осуществлением операций. Эта функция должна быть поручена четко обозначенному для этой цели аппарату. Определенная часть администрации должна следить за ежедневным ходом выполнения операций. Творческий подход к делу должен поощряться.

Планирование должно всегда предшествовать выполнению работы.

Гибкость. Структура организации должна позволять вносить в нее коррективы в связи с изменением методов, задач, целей, масштаба коммерческой деятельности; появлением новых технологий и ресурсов. Конечно, внесение значительных изменений требует предварительного всестороннего исследования.

Доступность всех уровней организации. Любой сотрудник (работник) организации должен иметь право и возможность подать жалобу, высказать замечания или предъявить рекламации соответствующему руководителю.

Место и роль подразделений в организационной структуре. Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности.

Методы распределения обязанностей по отделам. Они зависят от положенных в их основу признаков.

Во-первых, по принципу деления на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.

Во-вторых, по функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т.д. Их число зависит от потребностей самой организации. Маркетинг – современная система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанная на комплексном анализе рынка. В рыночной экономике маркетингу уделяется большое внимание.

В-третьих, по территориальному (региональному) признаку. Этотспособ наиболее распространен в случаях, когда предприятие, являясь юридическим лицом, самостоятельным хозяйственным субъектом, созданным в установленном законом порядке, осуществляет свою деятельность на территории разных районов. Все виды операций компаний на данной территории могут быть поручены региональному управляющему по сбыту.

В-четвертых, на основе выпускаемой продукции. Этот способ в настоящее время получает все большее распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.

В-пятых, на основе интересов потребителя. Особенно важно в тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации, что особенно характерно для службы сервиса.

В крупных по масштабам деятельности компаниях используются все или некоторые из вышеприведенных способов. В качестве примера можно привести организацию производства по цехам одного предприятия: при выпуске относительно простой в технологическом отношении продукции возможно ее производство в одном цехе, т.е. каждый цех выпускает свою продукцию (деление по продуктовому признаку); технологически сложная продукция выпускается в нескольких цехах, составляющих так называемую “технологическую цепочку” с последовательно-параллельной передачей полуфабрикатов и комплектующих изделий из цеха в цех до цеха сборки (технологический принцип).

В данном случае функция сбыта осуществляется по географическому признаку (рис. 18), но может быть организована и по признаку выпускаемой продукции или в соответствии с запросами потребителей. Это зависит от того, какому фактору отдается предпочтение.

На рис.19 показана структура, ориентированная на потребителя.

„Продуктовая“ структура показана на рис. 20.

Структуры управления, изображенные на рис. 18, 19 и 20, при которых централизовано планирование и распределение основных ресурсов, а подразделения, дифференцируемые по террито-риальному или продуктовому признаку, принимают оперативные решения и несут ответственность за получение прибыли, называются дивизиональными (или отделенческими). А.Слоун, президент “Дженерал Моторс”, впервые применившей эту схему в конце 20-х годов, определил ее как “скоординированную децентрализацию”.

Дивизиональные структуры позволяют организации уделять конкретному продукту, потребителю или региону столько же внимания, сколько и небольшая организация, выпускающая один продукт или ориентирующаяся на одного потребителя, или функционирующая в одном регионе, что позволяет быстрее адаптироваться к меняющейся внешней среде. Поэтому и применяются такие структуры в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях, где территориальная разобщенность вынуждает автономизировать

сбытовые точки


Рис.18. Организационная структура управления, построенная по географическому принципу


Рис.19. Организационная структура управления, ориентированная на потребителя


Рис. 20. Дивизиональная продуктовая организационная структура управления

отделения. И еще один положительный момент подобной организации состоит в улучшении коммуникаций. Вместе с тем ее возможный недостаток заключается в увеличении затрат вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях.

При формировании структур управления во внимание принимаются следующие вопросы:

- стратификация, т.е. структура организации и отдельных ее слоев, система признаков дифференциации; иными словами, количество требуемых уровней управления;

- формализация, т.е. насколько формальным должно быть взаимодействие (чем более бюрократичен стиль, тем более формальной и системной должна быть внутренняя структура);

- централизация, т.е. иерархия доведения принятых решений, круг вопросов, которые должно решать высшее руководство;

- сложность организационной структуры, т.е. насколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения; простая иерархия, с четким распределением прав и обязанностей легче для понимания, чем структуры управления матричного типа.

Ю.В.Кузнецов и В.И.Подлесных интерпретируют основные факторы, определяющие организационную структуру, следующим образом (рис.21):




Оглавление
Оглавление
Организационные основы менеджмента.
Понятие и классификация функций управления.
Прогнозирование.
Методы прогнозирования.
Неформальные методы прогнозирования.
Количественные методы прогнозирования.
Качественные методы прогнозирования.
Временной аспект планирования.
Виды планов.
Стратегическое планирование: сущность и функции.
Оценка планов. Критерии оценки.
Сущность, функции и смысл контроля.
Структура контроля.
Области контроля.
Виды контроля.
Поведенческие аспекты контроля.
Эффективность контроля.
Мотивация.
Мотивационный процесс.
Теории мотивации.
Содержательные теории мотивации.
Процессуальные теории мотивации.
Признаки системности и системные концепции.
Системный подход к управлению операциями.
Организация и внешняя среда.
Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.
Новые типы организаций.
Эдхократическая организация.
Многомерная организация.
Потребительские, рыночные или территориальные подразделения.
Миссия, цели, стратегия организации.
Понятие
Построение организации.
Типы организационных структур
Органический тип структур управления.
Все страницы