Прогнозирование.

Описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то, например, при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например, нельзя (или во всяком случае очень рискованно) просчитывать сбыт продукции даже на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат.

В этом, а также во многих других случаях, нет объективного критерия, позволяющего сделать прогноз надежным. Относиться к подобного рода обстоятельствам следует философски, ведь если было бы возможно владеть всей опорной информацией, экономике не потребовались бы менеджеры в современном понимании этого слова, да и специалисты множества других профессий.

Коль скоро наряду с объективными данными приходится использовать субъективную информацию, то возникает потребность в соответствующем методологическом обеспечении обработки собранных данных.

Таким образом, потребность в менеджерах, их знание, опыт и интуиция требуются именно в тех направлениях производственной и коммерческой деятельности, которые менее всего поддаются формализации.

К числу этих направлений относятся процессы прогнозирования и планирования.

Под планированием понимают процесс выбора целей и решений с разработкой соответствующей технологии для их достижения.

Прогнозирование – метод научно обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития, то есть метод, в котором описание возможных ситуаций будущего базируется на имеющихся практических данных и ориентируется натекущие предположения относительно динамики развития объекта или процесса*.

Понятно, что точность прогноза* является величиной вероятностной, и для получения математической модели необходимы многие допущения, упрощающие реальную ситуацию.

Возможные разновидности прогнозов можно представить в виде следующего ряда направлений прогнозирования. Необходимо заметить, что каждое из направлений подразумевает прогноз целого ряда параметров.

1. Экономические прогнозы - носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям (например, по объему сбыта).

2. Прогнозы развития конкуренции - характеризуют возможную стратегию и тактику конкурентов, их долю на рынке, ориентацию на выпуск тех или иных изделий и т.д.

3. Прогнозы развития технологии - ориентируют пользователей относительно перспектив развития технологий, выбора наиболее целесообразных, с точки зрения экономичности, технологий и других решений.

4. Прогнозы состояния рынка - используются для анализа рынка товаров, которые оценивают с учетом текущего состояния и перспектив развития экономики в целом, политической ситуации, введения стандартов по защите окружающей среды в тех или иных странах (для анализа рынка таких товаров, как автомобили, это очень важно), цен на используемое сырье (для рынка тех же автомобилей критичной является цена на нефть) и т.д.

5. Социальное прогнозирование - выходит за рамки чисто экономической направленности, исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям (в частности, патриотизм, склонность к комфорту, отношение к новым товарам), что, безусловно, можно использовать в чисто утилитарных целях, например для прогноза сбыта.



Оглавление
Организационные основы менеджмента.
Понятие и классификация функций управления.
Прогнозирование.
Методы прогнозирования.
Неформальные методы прогнозирования.
Количественные методы прогнозирования.
Качественные методы прогнозирования.
Временной аспект планирования.
Виды планов.
Стратегическое планирование: сущность и функции.
Оценка планов. Критерии оценки.
Сущность, функции и смысл контроля.
Структура контроля.
Области контроля.
Виды контроля.
Поведенческие аспекты контроля.
Эффективность контроля.
Мотивация.
Мотивационный процесс.
Теории мотивации.
Содержательные теории мотивации.
Процессуальные теории мотивации.
Признаки системности и системные концепции.
Системный подход к управлению операциями.
Организация и внешняя среда.
Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.
Новые типы организаций.
Эдхократическая организация.
Многомерная организация.
Потребительские, рыночные или территориальные подразделения.
Миссия, цели, стратегия организации.
Понятие
Построение организации.
Типы организационных структур
Органический тип структур управления.
Все страницы