Содержательные теории мотивации.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют действовать так, а не иначе.

Содержательные теории мотивации стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.

Основоположником содержательных теории стал А. Маслоу, который представил потребности личности как иерархию, обосновав идею о приоритете тех из них, что лежат ближе к основанию пирамиды. Всего основных мотиваторов пять:

1.Физиологические потребности, обеспечивающие выживание - пища, тепло, одежда, отдых.

2.Потребность в безопасности - уверенность в будущем, защищенность - в виде страховки, работы, обещающей хорошую пенсию.

3.Социальные потребности - желание принадлежать, быть принятым в группе. Состоять в дружеских отношениях, испытывать чувства привязанности и поддержки.

4.Потребность в уважении - признание личных достоинств и квалификации.

5.Потребность в самоактуализации - стремление к самовыражению, реадизации своих потенциальных возможностей, стремление к личному росту.

Представление потребностей в виде иерархии Маслоу объяснял тем, что пока не удовлетворены потребности низшего уровня - высших уровней для человека как бы не существует. Он пишет: “Человек может жить хлебом единым, если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда его желудок постоянно сыт? Сразу появляются другие потребности и начинают доминировать. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие выходят на сцену и т.д.” Человек, испытывающий голод, все силы употребит на добывание пищи, и только насытившись, обратится к заботе о будущем и начнет устраивать свое жилище. Лишь потом он обратит взгляд на окружающих и вдруг поймет, что его место не самое светлое, почетное, его усилия станут направляться на установление межличностных связей для поиска поддержки и сочувствия, после чего для обеспечения самоуважения ему необходимо провести работу по самосовершенствованию; личность окажется на пороге самоактуализации. Маслоу считал, что самоактуализация - удел лишь немногих, особо одаренных людей: художников, музыкантов, всего один процент людей достигают данного уровня развития. "Среди многообразных свойств самоактуализирующейся личности ведущее место занимает их концентрация не на индивидуальных интересах, а на более широких общественных целях... Человек должен быть тем, чем он может быть", - неоднократно подчеркивал Маслоу.

Практическое значение его работ заключается в том, что они указывают направления деятельности руководителю для создания сильной мотивации. Например, для удовлетворения потребностейнизшего уровня можно использовать различные виды материального стимулирования (премии, бонусы); второго уровня - различные виды страхования; третий уровень потребностей может удовлетворяться за счет обеспечения свободного общения, совместного проведения различных праздников; потребности в признании могут удовлетворяться за счет привлечения к выполнению более сложной работы, делегирования полномочий, продвижения по служебной лестнице, обеспечения переподготовки и дальнейшего обучения и т.д.

Сложнее всего обстоит дело с потребностями в самоактуализации, т.к. зачастую в организации нет возможности обеспечить раскрытие творческих, художественных способностей работников. Тем не менее, в современных условиях уже существует некоторый опыт в этой области, накопленный российскими организациями: привлечение работников, обладающих поэтическими способностями, к написанию гимна компании, финансовая помощь в издании сборников произведений и организации выставок художественных полотен и т.д.

Дальнейшим продолжением трудов в области мотивации явились работа Ф. Херцберга, получившая название “двухфакторная модель мотивации”. В соответствии с данной моделью все факторы, влияющие на потребности работников, были разделены на факторы гигиены и факторы мотивации. В первую группу были включены условия работы - зарплата, взаимоотношения, состояния вентиляции, окраска стен, освещенность, - все то, что создает лишь необходимые условия труда. Низкое или неудовлетворительное состояние какого-либо из факторов этой группы выступает как демотивация, снижает удовлетворенность в труде; если состояние этих факторов нормальное, то на них просто не обращают внимание. Вторая группа факторов - содержание работы, мера ответственности, напряженность и др.

Значение данной теории заключается в определении соотношения между мотивацией и характером работы. Скучная, монотонная работа создает много трудностей, таких, как текучесть кадров, низкая производительность труда и др. Кроме того, наличие гигиенических факторов не может стимулировать работников, а лишь предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой. Данная теория опровергала формулу: "Плати больше - работать будут лучше". Ее основные положения напоминают руководителю, что прежде, чем требовать от работника эффективных результатов - необходимо создать соответствующие условия деятельности, в первую очередь, обеспечить своевременную выплату достойной заработной платы.

Дальнейшим развитием теорий мотивации является систематизация потребностей в работах Д. МакКлелланда. Основным моментом его теории является выделение трех основных потребностей: потребность в успехе; потребность в причастности; потребность во власти.

Для людей с преобладанием потребности во власти мотивация должна включать, прежде всего, делегирование полномочий. "Чем больше вы ему поручаете, тем больше его производственный тонус, а если сложные поручения найдут соответствующую оценку ипризнание, то надежность этого работника будет самым дорогим вашим приобретением", - пишет МакКлелланд.

Тип личности с преобладанием потребности в успехе должен мотивироваться через признание его заслуг, причем безотлага-тельно. Работники этого типа предпочитают ситуации, требующие индивидуальных усилий.

Мотивация, основанная на потребности в причастности, формируется путем предоставления свободы передвижений в течение рабочего дня, отсутствием ограничений в налаживании межличностных контактов.

Положения разработанной теории ученый доказал на практике. Когда ООН приняла программу развивающимся странам, он первым отправился в Индию, где создал курсы психологического тренинга. Он набрал в группу тех, кто помоложе, и у кого отсутствовало стремление к успеху. Результаты обучения оказались весьма внушительными: через шесть месяцев все его слушатели открыли собственное дело, создав более тысячи рабочих мест.

Для эффективной мотивации, в рамках содержательных теорий, необходимо детально изучить потребности каждого человека и стремление к их удовлетворению. Руководитель должен учитывать потребности, интересы и ценности каждого работника, с учетом будет оцениваться вознаграждение за деятельность.



Оглавление
Организационные основы менеджмента.
Понятие и классификация функций управления.
Прогнозирование.
Методы прогнозирования.
Неформальные методы прогнозирования.
Количественные методы прогнозирования.
Качественные методы прогнозирования.
Временной аспект планирования.
Виды планов.
Стратегическое планирование: сущность и функции.
Оценка планов. Критерии оценки.
Сущность, функции и смысл контроля.
Структура контроля.
Области контроля.
Виды контроля.
Поведенческие аспекты контроля.
Эффективность контроля.
Мотивация.
Мотивационный процесс.
Теории мотивации.
Содержательные теории мотивации.
Процессуальные теории мотивации.
Признаки системности и системные концепции.
Системный подход к управлению операциями.
Организация и внешняя среда.
Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.
Новые типы организаций.
Эдхократическая организация.
Многомерная организация.
Потребительские, рыночные или территориальные подразделения.
Миссия, цели, стратегия организации.
Понятие
Построение организации.
Типы организационных структур
Органический тип структур управления.
Все страницы