Ситуация, сущность, классификация.

На основании информации, полученной в результате выполнения операций первого этапа, происходит оценка ситуации. Ситуация – совокупность условий, возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий. Возникающие ситуации являются результатом различных взаимодействий, происходящих в механизме, структуре и процессе управления, и связаны со статикой и динамикой внешней и внутренней среды организации. Ситуации могут иметь как внешний, так и внутренний источник, то есть являться результатом нарушения взаимодействия подсистем организации между собой и с внешней средой.

Управленческая ситуация – это характеристика сложившегося состояния производственной организации, которое с точки зрения субъекта управления, может быть удовлетворительным или не удовлетворительным. В последнем случае ситуация становиться проблемной, она характеризует реальные несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребности субъекта.

3. Выявление последовательности, объема и содержательного разнообразия информационных процессов, совершаемых в рамках процедур разрешения ситуации.

При выявлении признаков возникающих ситуаций главным элементом должна стать целевая направленность в описании деятельности объекта. Все ситуации связаны, в первую очередь либо с реализацией ранее установленной цели, либо с формированием новых целей. Однако существует еще и третий вид процессов, которыеусловно называют адаптивными или переходными. В таких процессах различаются определенные этапы накопления проблем и знаний, необходимых для их решения.

После выявления признаков ситуации, следующим шагом является ее корректное описание. В этой связи необходимо найти приемлемую для этой цели классификацию информационных потоков.

Первым признаком классификации является разбиение информа-ции по шкалам:

- номинальная, позволяющая определить черты объекта в множестве других сообщений;

- порядковая, дающая представление о доминировании объектов в ряду сообщений;

- количественная, которая устанавливает единицы измерения объектов.

Второй признак - логическое содержание сообщений об объектах, их свойствах и отношениях.

Третий признак – отношений информационных потоков к целевой функции хозяйственной системы.

Четвертый признак – отношение информационных потоков к данной системе управления. По этому признаку выделяют внутренние и внешние сообщения.

Пятый признак – характер преобразований относительно рассматриваемой системы. На его основе все сообщения относятся к следующим видам процедур: эврестическим, расчетным, моделиро-вания; параметрам: времени, субъектам и объектам управления; типу преобразований: агрегирование, фильтрование и др.

Шестой признак – временной, он характеризует состояние хозяйственных систем относительно времени событий, цикла управления и периодичности поступления сообщений.

Приведенная классификация позволяет описать как формальные, так и содержательные характеристики управленческих ситуаций (УС).

Для полного раскрытия содержания и определения класса ситуаций возникает необходимость их моделирования. Разработка моделей возникновения и развития управленческих ситуаций позволяет заранее оценивать их возможные параметры и выбирать пути разрешения ситуаций.

Учитывая иерархическую природу возникновения и развития ситуаций в целях адекватного отображения функционированияорганизации необходимо формирование набора иерархических связных моделей УС. При этом можно использовать три вида стратегии:

- стратегии «Снизу вверх» - моделирование процессов возникнове-ния ситуаций, начиная с нижнего уровня;

- стратегии «Сверху вниз» - формирование моделей ситуации высшего уровня, а затем их разукрупнение и детализации;

- комбинированная стратегия – создание моделей как сверху, так и снизу. Она требует особого внимания к понятийному единству и совместимости моделей всех уровней иерархии.

Для выбора адекватной стратегии моделирования ситуации необходимо четко представлять к какому типу они относятся. Для этого необходимо провести классификацию ситуаций по ряду признаков:

- по отношению к источникам возникновения: ситуации внешней среды, ситуации внутренней среды и ситуации взаимодействия микросреды и внешнего окружения;

- по причине появления: ситуации, связанные с сохранением нормального функционирования объекта; с появлением новой цели; возникновением случайных обстоятельств; ситуации, связанные с искусственно создаваемыми трудностями (например конкурентами);

- по содержанию: производственные, экономические, технические, организационные, социальные и психологические;

- по масштабу: общественные, подсистемные и элементные;

- по сложности: простые и сложные;

- по степени структуризации: структурированные и трудно поддающиеся анализу;

- по времени: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

- по оценке субъекта управления: удовлетворительные и проблемные.

Проблемная ситуация характеризует реальные несовпадения же-лаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта.

Таким образом, проблемная ситуация выступает с одной стороны как совокупность целей субъекта, а с другой стороны – как состояние субъекта, объекта и внешней среды. Для разрешения подобной ситуации необходимо решить возникшие проблемы.



Оглавление
Связующие процессы в менеджменте.
Содержание процесса управления.
Процесс управления: структура и содержание.
Типология процесса управления.
Решение в процессе управления.
Процесс разработки управленческого решения.
Ситуация, сущность, классификация.
Проблема: сущность и внутренние характеристики.
Методы диагностики ситуации и анализа проблем.
Анализ альтернатив управленческих решений.
Типы управленческих решений.
Классификация управленческих решений.
Алгоритм рационального принятия решения.
Факторы, влияющие на процесс принятия решения.
Требования к технологии менеджмента.
Механизм принятия управленческих решений.
Аналитические, статические и математические методы.
Активизирующие методы.
Экспертные методы.
Эвристические методы.
Методы дерева решений.
Метод сценариев.
Методы анализа управленческих решений.
Методы прогнозирования управленческих решений.
Значение коммуникации в организации.
Схема коммуникационного процесса.
Типы результатов (эффект) коммуникации.
Типы коммуникационных сетей.
Коммуникационные роли.
Отношения персонала.
Преграды на пути межличностных коммуникаций.
Преграды в организационных коммуникациях.
Совершенствование коммуникаций в организациях.
Процесс коммуникаций и эффективность управления.
Информационные процессы.
Характеристики управленческой информации.
Классификация управленческой информации
Требования к информации в процессе управления.
Информационные системы управления.
Все страницы