Особенности и основные черты японского менеджмента.

Особенности японского менеджмента во многом определяются национальными и культурными особенностями страны, к которым относятся:

• гомогенность и традиционная закрытость общества;

• наличие двух преобладающих религий и общинности;

• небольшая территория, постоянные стихийные бедствия, отсутствие полезных ископаемых, большая зависимость от импорта сырья и топлива;

• дзенбуддизм, традиции самурайства, клановость, традиции преклонения перед старейшим авторитетом;

• поражение во Второй мировой войне, оккупационные войска Америки;

• единение нации после войны, оскорбленное национальное достоинство, разруха, осознание бизнесом социальной ответственности. Необходимость быстрого развития после войны;

• нехватка рабочей силы в период быстрого роста. Рабочий класс набирался из деревень;

• острая потребность в новых концепциях и методах управления. Появление после войны молодого поколения администраторов с новыми идеями: Хонда, Мацусита, Дойкай. Предпочтение долгосрочных инновационных стратегий краткосрочным финансовым. Специфика японского менеджмента, учитывающего психологию людей и их социальный статус и позволившего добиться необычных успехов в промышленности, способствовала совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой.

До второй мировой войны в Японии сформировалась особая система отношений между фирмами и банками (дзайбану), в соответствие с которой крупные фирмы в Японии организованы в небольшое число групп. Каждая группа состоит более, чем из десяти крупных фирм, которые группируются, вокруг крупного банка. В свою очередь, вокруг каждой из крупных компаний группируется большое число (до 100 и более) второстепенных компаний – сателлитов. На них работает от 10 до 100 человек, которые обычно занимаются сборкой узлов или предоставляют услуги, причем только одному своему крупному клиенту. Официально этот тип монополии ликвидирован после войны. В центре группы стоит банк, который имеет много преимущественных прав, в том числе направлять в сателлиты на работу сотрудников предпенсионного возраста. Отсюда стратификация, полная зависимость.

Сегодня в Японии действует кайрацу – объединение фирм в устойчивые финансово-промышленные группы. Из 100 крупнейших фирм 70 являются участниками кайрацу. Это универсальный многоотраслевой концерн (часто с большим удельным весом тяжелой и химической промышленности).

Характерные черты кайрацу:

• наличие собственной системы финансовых учреждений;

• взаимное владение акциями;

• объединение групп внутри фирмы для реализации крупных или перспективных проектов;

• наличие обязательств по взаимным поставкам внутри кайрацу;

• организация общей универсальной торговой фирмы;

• наличие системы регулярных совещаний руководителей фирм кайрацу. Взаимный обмен сотрудниками разного уровня.

В Японии сформировалась система непрерывно-поточного производства – канбан. Ее черты:

1. Система управления производством основана на принципе нулевых производственных запасов. Система очень сложна для практической реализации. Необходимо поставлять комплектующие не впрок, а именно тогда, когда продукция необходима потребителю, сразу на конвейер. Предприятие получает узлы и детали ежедневно или несколько раз в день.

2. Если на типичном американском предприятии производственные запасы обновляются 10–20 раз в год, то при системе канбан – 50–100 раз в год.

3. Стремление к снижению запасов становится методом для выявления и решения производственных проблем. Обнаружив появление непредусмотренного задела, руководство предприятия обязано принять решительные действия по обнаружению причины его возникновения и устранению.

4. Накопление запасов, по своей сути, позволяет скрыть производственные проблемы и трудности, такие, как: частые поломки, остановки станков, низкое качество продукции, нарушение ритма и др.

5. Поскольку при минимизации заделов производство может быть остановлено из-за бракованных деталей и узлов, основным требованием системы канбан становится «ноль дефектов» и «ноль запасов».

6. Систему канбан практически невозможно реализовать в полном объеме без одновременного внедрения комплексной системы управления качеством, отвергающей философию неизбежности барка в любом технологическом процессе.

7. Применение системы канбан неизбежно ведет к внедрению систем участия рабочих в производственном процессе (в том числе в кружках качества).

Для Японии характерен пожизненный найм. Этой системой организации персонала охвачено около 35% рабочей силы. Данная система реализуется следующим образом: один раз в год после окончания учебного заведения набирается сразу большая партия новобранцев; после работы в одной компании более 5–10 лет попасть в другую компанию фактически невозможно; выход на пенсию в 55 лет с большой единовременной выплатой.

С системой канбан воедино связана система комплексного управления качеством. Основные положения японского опыта управления качеством:

• высокое качество продукции в Японии – основополагающий принцип менеджмента;

• отказ от выпуска ненужной, излишней продукции, который приводит к росту незавершенного производства, во имя выполнения задания;

• простота японской системы не терпит излишних административных звеньев и бюрократической волокиты;

• обеспечение гибкости производства, его быстрой приспособляемости к изменяющимся требованиям рынка.

Росту производительности труда и повышению качества продукции на предприятиях Японии способствует метод «участвующего управления». Примером средства для привлечения рабочих и служащих к новаторским разработкам являются, так называемые, кружки качества, организуемые на общественных началах. Кружок, состоящий из небольшой группы людей одной профессии, призван добровольно осуществлять контроль за качеством труда и продукции на том предприятии, где работают его члены.



Оглавление
Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления.
Сущность и содержание истории менеджмента.
Эволюция хозяйственного управления в зарубежных странах.
Основные этапы развития менеджмента.
Древний период.
Индустриальный период (1776–1890 гг.).
Период систематизации (1856–1960 гг.).
Разнообразие моделей менеджмента.
Становление и развитие менеджмента в США.
Особенности и основные черты японского менеджмента.
Западноевропейская модель менеджмента.
Развитие системы управления хозяйственной жизнью в России до XIX в.
Промышленный переворот в России
Развитие управленческой мысли в России во второй половине XIX в.
Развитие менеджмента в СССР и Российской Федерации в ХХ в.
Социально-экономическая ситуация в России начала ХХ в.
Управленческая мысль в России ХХ в.
Теория и практика управления в России в 1990-е годы.
Проблемы и перспективы развития менеджмента на современном историческом этапе.
Теория «7S».
Теория «Z».
Теория «хаоса».
Интеграция новых подходов к менеджменту.
Перспективы развития менеджмента.
Природа управления. Цели и задачи менеджмента.
Уровни управления.
Принципы управления.
Интеграция новых подходов к менеджменту.
Все страницы