Организация психологической службы в учебном заведении - Определение и особенности профессиональной деятельности психолога учебного заведения

Определение и особенности профессиональной деятельности психолога учебного заведения

Под профессиональной деятельностью практического психолога образования понимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых психологом для изучения психологических особенностей обучаемых, учебных коллективов, педагогов и их деятельности, психологических факторов образовательного процесса и их совершенствования в целях содействия личностному и психическому развитию обучаемых и сохранения их психического здоровья.

В соответствии с нормативными документами содержание деятельности, осуществляемой практическими психологами образования находит свое выражение в термине «психологическая работа».

Анализ практики организации и проведения психологической работы в учебных заведениях последних лет позволяет выделить ряд особенностей профессиональной деятельности психологов, предопределяющих ее специфику в настоящее время.

         • Опора на положения современной психологической науки и практики, представляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический материал для решения практических проб­лем. В то же время до сих пор не сложилась детально проработанная (унифицированная) модель деятельности психолога, органично увязывающая теоретические основы с содержательными и организационно-методическими компонентами, которая могла бы лечь в основу работы всех существующих психологических служб системы народного образования.

         • Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ориентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого человека.

         • Чрезвычайное функциональное разнообразие и сложность задач, решаемых психологом учебного заведения. Это требует от него широкого научного кругозора, ориентации во многих отраслях психологии, применения методов и средств как исследовательско-диагностического, так и управляющего характера. В то же время неправомерное расширение функций психолога учебного заведения, их расширительное толкование, обусловленное неосведомленностью заказчика о возможностях и специфике психологической практики, влечет в большинстве случаев перекладывание на него ответственности за педагогический брак, делегирование административных полномочий, тенденцию нормативно регламентировать производительность и эффективность деятельности психолога.

         • Коллективный характер организации и проведения психологической работы, зависимость окончательного результата от согласованности совместных действий психолога и других субъектов психологической работы – педагогов, администрации, родителей, общественных организаций, актива и т.п. Необходимость тесного взаимодействия субъектов психологической работы предполагает обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с учащимися, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальности такой информации.

         • Отсутствие достаточно четких критериев и способов оценки эффективности деятельности психолога.


Оглавление
Оглавление
Организация психологической службы в учебном заведении
Становление психологической службы образования за рубежом
Развитие психологической службы образования в России
Определение психологической работы и психологической службы
Структура психологической службы образования
Психологическая работа в системе других видов профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса
Психологические проблемы, на разрешение которых направлена психологическая работа в системе образования
Основные цели и задачи психологической работы в учебном заведении
Основные принципы проведения психологической работы в образовательных учреждениях
Определение и особенности профессиональной деятельности психолога учебного заведения
Психологическое изучение и психологическое управление как основное содержание деятельности психолога
Основные виды профессиональной деятельности психолога учебного заведения и их содержание
Теоретическое обоснование содержания и методов психологического сопровождения обучаемых
Технология психологического сопровождения учащихся в образовательном учреждении
Психолого-педагогический консилиум как одна из основных форм взаимодействия психолога с субъектами образовательного процесса
Права и обязанности практического психолога образования
Все страницы