Организация психологической службы в учебном заведении - Основные цели и задачи психологической работы в учебном заведении

Основные цели и задачи психологической работы в учебном заведении

Основная цель деятельности практического психолога в учебном заведении – актуализация и создание социально-психологических условий, способствующих личностному и психическому развитию обучаемых, успешности их обучения, сохранению психического здоровья и предупреждению негативных психологических явлений в учебных и педагогических коллективах.

Задачами психологической работы в учебном заведении являются:

         – психологическая и психолого-педагогическая экспертиза и оценка учебной деятельности детей и молодежи;

         – научное психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, включающее изучение, оценку и совершенствование учебных программ и методических средств;

         – психологическое изучение и оценка с целью совершенствования функций персонала учебного заведения, его психологическое обучение и просвещение;

         – оказание психологической помощи обучаемым и персоналу учебного заведения в разрешении специфических учебных и профессиональных проблем.

В деятельности психологической службы образования мож­но выделить два направления – актуальное и перспективное [1, С. 44-45].

Актуальное направление ориентировано на решение зло­бодневных проблем, связанных с теми или иными труднос­тями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности, оказание свое­временной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Перспективное направление нацелено на развитие ин­дивидуальности каждого ребенка и реализа­цию в работе с обучаемыми возможностей, резервов развития каждого возраста.

Напомним, что индиви­дуальность – это психологическая неповторимость отдель­ного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях (Б.Г. Ананьев). Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможнос­тей развития личности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психолога – анализ психо­логических условий развития способностей всех и каждо­го.

Эти два направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, оказывает повседневно конкретную помощь нуждающимся в ней детям, педагогам, родителям. При этом задача сохранения психического здоровья обучаемых и развитие их личности связана прежде всего с перспективным направлением. Эта задача может быть реализована тогда, когда в учебных заведениях соз­дана целостная система психологического сопровождения ребенка (юноши) на различных этапах его социализации.

При профессионально грамотном решении задач психо­логической службы и дошкольный, и школьный (вузовский) психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные усло­вия развития личности обучаемого нарушаются, на последующей ступе­ни приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специальную развивающую работу. Поэтому именно взаимодействие специалистов-психологов, работающих с обучаемыми разного возраста, составляет основу перспективного направления деятельности психологической службы. Перспективное направление, по существу, обеспечивает право каждого человека на полноценное психическое и духовное развитие.


Оглавление
Организация психологической службы в учебном заведении
Становление психологической службы образования за рубежом
Развитие психологической службы образования в России
Определение психологической работы и психологической службы
Структура психологической службы образования
Психологическая работа в системе других видов профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса
Психологические проблемы, на разрешение которых направлена психологическая работа в системе образования
Основные цели и задачи психологической работы в учебном заведении
Основные принципы проведения психологической работы в образовательных учреждениях
Определение и особенности профессиональной деятельности психолога учебного заведения
Психологическое изучение и психологическое управление как основное содержание деятельности психолога
Основные виды профессиональной деятельности психолога учебного заведения и их содержание
Теоретическое обоснование содержания и методов психологического сопровождения обучаемых
Технология психологического сопровождения учащихся в образовательном учреждении
Психолого-педагогический консилиум как одна из основных форм взаимодействия психолога с субъектами образовательного процесса
Права и обязанности практического психолога образования
Все страницы