Основные цели и задачи психологической работы в учебном заведении
Основная цель деятельности практического психолога в учебном заведении – актуализация и создание социально-психологических условий, способствующих личностному и психическому развитию обучаемых, успешности их обучения, сохранению психического здоровья и предупреждению негативных психологических явлений в учебных и педагогических коллективах.
Задачами психологической работы в учебном заведении являются:
– психологическая и психолого-педагогическая экспертиза и оценка учебной деятельности детей и молодежи;
– научное психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, включающее изучение, оценку и совершенствование учебных программ и методических средств;
– психологическое изучение и оценка с целью совершенствования функций персонала учебного заведения, его психологическое обучение и просвещение;
– оказание психологической помощи обучаемым и персоналу учебного заведения в разрешении специфических учебных и профессиональных проблем.
В деятельности психологической службы образования можно выделить два направления – актуальное и перспективное [1, С. 44-45].
Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности, оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка и реализацию в работе с обучаемыми возможностей, резервов развития каждого возраста.
Напомним, что индивидуальность – это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях (Б.Г. Ананьев). Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психолога – анализ психологических условий развития способностей всех и каждого.
Эти два направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, оказывает повседневно конкретную помощь нуждающимся в ней детям, педагогам, родителям. При этом задача сохранения психического здоровья обучаемых и развитие их личности связана прежде всего с перспективным направлением. Эта задача может быть реализована тогда, когда в учебных заведениях создана целостная система психологического сопровождения ребенка (юноши) на различных этапах его социализации.
При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный (вузовский) психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития личности обучаемого нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специальную развивающую работу. Поэтому именно взаимодействие специалистов-психологов, работающих с обучаемыми разного возраста, составляет основу перспективного направления деятельности психологической службы. Перспективное направление, по существу, обеспечивает право каждого человека на полноценное психическое и духовное развитие.