Организация психологической службы в учебном заведении - Психологическое изучение и психологическое управление как основное содержание деятельности психолога

Психологическое изучение и психологическое управление как основное содержание деятельности психолога

Основным содержанием психологической работы в учебном заведении (учитывая единство ее диагностического и коррекционно-развивающего аспектов) являются психологическое изучение и психологическое управление объектом. В качестве объекта психологической работы выступают учащиеся, педагоги, представители администрации, а также система факторов и условий, оказывающих психологическое воздействие на эффективность реализуемых ими основных видов деятельности и функций (обучение, воспитание, развитие, управление) и их психическое здоровье.

В связи с этим, необходимо отметить, что сфера деятельности психолога ограничивается системой внутришкольных (внутривузовских) отношений и взаимодействий обучаемых. Семья как сфера профессиональной деятельности психолога проявляется здесь только в связи со школьными проблемами ребенка (подростка, юноши) и представлена, как правило, одним аспектом – детско-родительскими отношениями. Предметом изучения и управления при этом (т.е. предметом профессиональной деятельности психолога) является психическая реальность обучаемых.

Таким образом, в зависимости от объекта, на изучение и оптимизацию которого направлена психологическая работа, выделяются следующие ее организационные уровни:

         – уровень отдельного обучаемого;

         – уровень учебного (педагогического) коллектива;

         – уровень учебного заведения.

Психологическое изучение объекта предполагает научное исследование, описание, объяснение и прогнозирование социально-психологических процессов, явлений и состояний отдельных людей и коллективов на основе достоверной информации, полученной с помощью надежных методов. Результатом этой деятельности является психологический диагноз, предполагающий описание актуального и перспективного состояний объекта изучения, а также предлагаемые меры управляющего воздействия.

Психологическое управление объектом имеет целью оптимизировать имеющиеся условия образовательного процесса и жизнедеятельности его субъектов с учетом психологических аспектов, на основе внедрения практических рекомендаций и оказания непосредственной помощи руководителям, педагогам, коллективам, отдельным обучаемым и их родителям. Следует отметить, что психологическое управление может быть прямым, включающим специальные психологические методы воздействия на личность, коллектив, и косвенным, осуществляемым совместными усилиями всех субъектов психологической работы через изменение условий и технологии учебной и педагогической деятельности, подбор и расстановку педагогических и управленческих кадров и т.п.

Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога – уровень понимания явления и уровень управления им, определяется прежде всего особым характером предметной сферы его практической деятельности. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В большинстве случаев задачей психолога является не только различение психологического явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных способов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает сочетание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур.

При этом эффективность исследовательско-диагностической деятельности обусловлена способностью психолога самостоятельно осуществлять задачу поиска проблемы и построения ориентиров своей деятельности. Владея определенной технологией, ориентируясь на норму, он одновременно обязан видеть и уникальность каждого отдельного случая. В процессе психологического управления объектом психолог должен учитывать системность психологических явлений и процессов, имеющих место в учебном заведении. Работая с отдельным человеком, необходимо ориентироваться как на его индивидуально-психологические особенности, так и на те условия микросоциальной среды, в которых осуществляется его жизнедеятельность.

Реализация исследовательско-диагностических и управляющих процедур, техник и технологий направлена на решение тех задач, которые, собственно, и составляют содержание профессиональной деятельности психолога и получили закрепление в нормативных документах, регламентирующих психологическую работу в учебных заведениях нашей страны.

В процессе выполнения данных задач по отношению к объекту деятельности психолог реализует определенные функции. В данном случае функции понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, однородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивыми способами и средствами использования психологического знания для достижения определенной цели. Анализ психологической литературы, а также реальной деятельности психологов позволяет выделить функции психолога учебного заведения как основного субъекта психологической работы. Назовем эти функции.

         • диагностическая – психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельности, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влияющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей;

         • исследовательская – изучение новейших достижений в области психологической науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регулярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик и т.п.;

         • прогностическая – прогноз тенденций развития и перспективного состояния психологических характеристик объекта изучения при тех или иных вариантах управления им;

         • информационная – сообщение клиентам и руководителям системы психологических знаний с целью повышения уровня их социально-психологической компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития;

         • конструктивно-проектировочная – участие в комплектовании учебных групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий учебной деятельности, средств и режимов труда и т.п.;

         • учебно-методическая – обучение использованию в практике знаний психологии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;

         • экспертная оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических проблем, квалифицированное заключение о психологических параметрах состояния объекта оценивания;

         • консультативная – оказание помощи учащимся, их родителям, педагогам по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;

         • коррекционно-развивающая – оказание помощи в изменении и/или реконструкции психологических образований, компенсация дефектов образования и воспитания, изменение режимов и условий учебной деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению профессиональных задач;

         • коммуникативная – установление и поддержание контакта с партнером, предполагающие прием и передачу сообщения, эмоцио­нальных состояний, понимание внутреннего мира и невербальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли партнера по общению.


Оглавление
Оглавление
Организация психологической службы в учебном заведении
Становление психологической службы образования за рубежом
Развитие психологической службы образования в России
Определение психологической работы и психологической службы
Структура психологической службы образования
Психологическая работа в системе других видов профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса
Психологические проблемы, на разрешение которых направлена психологическая работа в системе образования
Основные цели и задачи психологической работы в учебном заведении
Основные принципы проведения психологической работы в образовательных учреждениях
Определение и особенности профессиональной деятельности психолога учебного заведения
Психологическое изучение и психологическое управление как основное содержание деятельности психолога
Основные виды профессиональной деятельности психолога учебного заведения и их содержание
Теоретическое обоснование содержания и методов психологического сопровождения обучаемых
Технология психологического сопровождения учащихся в образовательном учреждении
Психолого-педагогический консилиум как одна из основных форм взаимодействия психолога с субъектами образовательного процесса
Права и обязанности практического психолога образования
Все страницы