Организация психологической службы в учебном заведении - Психолого-педагогический консилиум как одна из основных форм взаимодействия психолога с субъектами образовательного процесса

Психолого-педагогический консилиум как одна из основных форм взаимодействия психолога с субъектами образовательного процесса

Важным условием эффективности психологической работы является взаимодействие ее субъектов. В иерархии взаимоотношений, характеризующих профессиональное взаимодействие психолога с другими лицами, можно выделить как минимум четыре основных типа связей:

         – отношения с учащимися;

         – отношения с педагогами;

         – отношения с администрацией учебного заведения;

         – отношения с другими специалистами (врач, социальный педагог, психиатр, другие психологи и т.д.).

Одной из важных форм такого взаимодействия является психолого-педагогический консилиум. Консилиум представляет собой коллективное обсуждение (психологом, педагогами, представителями администрации учебного заведения) и разработку мер по реализации индивидуального подхода к психологическому сопровождению школьников, решению возникающих у них психологических проблем.

Основными задачами консилиума являются:

         – выявление характера и причин отклонений в поведении и учении учащихся;

         – разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося поведения;

         – консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.

Воспитательная функция включает разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.

Психотерапевтическая функция предлагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.

Отправными точками для проведения консилиума являются: запрос к психологу со стороны педагога или родителей относительно проб­лем обучения или поведения, иногда – психического состояния ученика; данные диагностического минимума.

Проходят заседания консилиума 1-2 раза в неделю в определенный фиксированный день. Состав консилиума определяется с учетом его цели (руководитель консилиума, психолог, школьный врач, инспектор ИНД, специалист-консультант, классный руководитель учащегося, педагоги-предметники, работающие в данном классе (с данным учеником), члены родительского комитета, желательные для ребенка референтные лица, представители классного актива).

Процедурная схема заседания членов консилиума включает следующие элементы: оргкомитет, заслушивание характеристики, ее дополнение членами консилиума, собеседование с родителями и учащимися, подготовка педагогического диагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, выработка рекомендаций.

Документация консилиума включает в себя три наименования: приказ по организации консилиума и его составу на учебный год, журнал консилиума и диагностические карты учащихся. Журнал консилиума заполняется психологом и содержит примерно следующие графы:

В содержание информации, предоставляемой на консилиум относительно конкретного учащегося (диагностическая карта), могут входить следующие блоки информации:

         – качественные характеристики учебной деятельности (трудности при подготовке домашних заданий, при ответах на уроке, в процессе усвоения нового материала, виды заданий, вызывающих наибольшие трудности);

         – количественные показатели учебной деятельности (успеваемость, предполагаемые причины низкой или неровной успеваемости);

         – показатели поведения и общения в учебных ситуациях (активность, заинтересованность, соблюдение общепринятых правил, индивидуальные особенности и трудности общения с педагогами и сверстниками);

         – показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях (типичное эмоциональное состояние на уроках, описание ситуаций, вызывающих негативные эмоции);

         – физическое состояние учащегося на момент проведения консилиума (соответствие возрастным нормам, состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы, переносимость физических нагрузок);

         – характеристика заболеваемости за последний год.

Психолого-педагогический консилиум может рассматривать и более широкий круг проблем, связанных с дифференциацией обучения, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, вопросами профотбора и профконсультации и пр.


Оглавление
Организация психологической службы в учебном заведении
Становление психологической службы образования за рубежом
Развитие психологической службы образования в России
Определение психологической работы и психологической службы
Структура психологической службы образования
Психологическая работа в системе других видов профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса
Психологические проблемы, на разрешение которых направлена психологическая работа в системе образования
Основные цели и задачи психологической работы в учебном заведении
Основные принципы проведения психологической работы в образовательных учреждениях
Определение и особенности профессиональной деятельности психолога учебного заведения
Психологическое изучение и психологическое управление как основное содержание деятельности психолога
Основные виды профессиональной деятельности психолога учебного заведения и их содержание
Теоретическое обоснование содержания и методов психологического сопровождения обучаемых
Технология психологического сопровождения учащихся в образовательном учреждении
Психолого-педагогический консилиум как одна из основных форм взаимодействия психолога с субъектами образовательного процесса
Права и обязанности практического психолога образования
Все страницы