Организация психологической службы в учебном заведении - Развитие психологической службы образования в России

Развитие психологической службы образования в России

В нашей стране первые попытки практического исполь­зования психологии в обучении и воспитании детей воз­никли еще на рубеже XIX?XX вв. и связаны с так называе­мой педологией, объединяющей в интересах практики результаты отдельных науч­ных дисциплин, изучающих развивающегося человека.

В 1930-е годы педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей. Многие крупные ученые-педагоги, педологи и психологи того времени (Н.К. Крупская, К.Н. Корнилов, Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд, С.С. Моложавый, Г.А. Фортунатов и др.) решительно возражали против широкого использования в школе тестов, научная обоснованность которых была весьма ненадежна, а в ряде случаев просто сомнительна. Широкое использова­ние тестов в школе вело во многих случаях к необоснованным выводам по поводу умственного развития детей, переводам в специальные школы и т.д.

Так или иначе шел поиск предмета исследования, способов практи­ческой работы с ребенком, т. е. наука находилась на этапе своего становления, когда ошибки неизбежны. Но ученым не дали возможности самим разобраться в существе про­блем, их просто всех, не разделяя, осудили. Огульная и резкая критика педологии в печально из­вестном Постановлении ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» повлекла за собой отрицание всего положительного, что было сделано отечественными учеными, так или иначе связанными с педо­логией.

Только в конце 60-х годов у нас в стране возобновился актив­ный поиск форм практического участия психологов в рабо­те школы. Это стало возможным потому, что в психологии и педагогике возникли необходимые теоретические и практи­ческие предпосылки: внедрение системного подхода к пси­хологическому и педагогическому анализу процессов разви­тия личности; выявление некоторых общих закономернос­тей психического развития и разработка средств диагностики уровня развития; подход к воспитанию как процессу управ­ления развитием и понимание взаимосвязей индивидуаль­ного и коллективного в развитии; углубление интеграцион­ных процессов научного знания на уровне педагогики; улуч­шение психологической подготовки будущих учителей и др.

С начала 80-х годов происходит интенсивное становле­ние психологической службы в системе образования стра­ны. Появляются публикации, посвященные обсуждению тео­ретических проблем, чаще – анализу практического опыта использования психологии в практике школы. Начало раз­вития школьной психологической службы связано с имена­ми таких ученых, как А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Б.А. Вяткин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, Н.В. Кузьмина, М.И. Лиси­на, Н.Н. Обозов, А.М. Прихожан, В.В. Рубцов, Н.Г. Салмина, Ю.Л. Сыэрд, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.

Обозначим основные вехи становления психо­логической службы образования в России [1, С. 14-19].

Большое значение для развития представлений о школь­ной психологической службе имел «круглый стол» «Пси­хологическая служба в школе», который был организован журналом «Вопросы психологии» в 1983 году. В том же году прошла Всесоюзная конференция психологов в Таллинне. Целью конференции являлись анализ результатов ведущихся во многих городах и республиках страны экспериментов по созданию школьной психологической службы, опреде­ление уровня ее теоретико-методической обеспеченности и обсуждение организационных вопросов по дальнейшему развертыванию психологической службы в стране.

В 1984 г. в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам психо­логической службы в СССР. В рамках конференции работала секция «Психологическая служба школы». В центре внимания участников секции стояли вопросы психологи­ческого обеспечения учебно-воспитательного процесса школы.

Существенным этапом развития школьной психологи­ческой службы стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога. Научно-методическое обеспечение эксперимента было разработано и осуществлено лабораторией научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас – Психологического института Российской Академии образования). Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в шко­лу должности психолога, создание структуры школьной психологической службы для последующего внедрения ее в систему народного образования. В ходе эксперимента проверялись две основные модели этой службы: работа пси­холога непосредственно в школе и деятельность районного Центра психологической службы. На основе анализа результа­тов эксперимента разработано Положение о психологичес­кой службе народного образования (1989), которое широко используется в стране.

На Всесоюзной конференции «Научно-практические проблемы школьной психологической службы», проведен­ной названной выше лабораторией в 1987 г., были обсуж­дены теоретические, методические и научно-практические проблемы школьной психологической службы, определе­ны основные направления деятельности психолога в школе, сформулированы дискуссионные, спорные вопросы, на которых необходимо сосредоточить первостепенное внимание психологов. Причем на этой конференции уже дискутировались вопросы не о том, нужна ли психологическая служба школы, а о том, как строить эту службу. В решении конференции записано, что организация школьной психологической службы является в настоящее время одной из наиболее прогрессивных форм внедрения психологических знаний в практику народного образования.

В 1988 г. вышло Постановление Государственного ко­митета СССР по образованию о введении ставки школьно­го психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школь­ного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.

С этого момента служба энергично развивается почти во всех регионах страны. Происходит расширение сферы деятельности детского практического психолога: служба на­чинает охватывать всю систему обучения и воспитания от дошкольного (детские сады, детские дома) возраста до ран­ней юности (школы, лицеи, гимназии, ПТУ, колледжи, школы-интернаты и пр.). Соответственно меняется назва­ние службы – не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования или практическая пси­хология образования.

Начинает вырисовываться структура службы: во мно­гих регионах России уже созданы районные или городские психологические кабинеты и центры.

Общественное признание психологическая служба по­лучила на I съезде практических психологов образования Российской Федерации, который прошел в Москве в июне 1994 г. Съезд (более 1500 делегатов из всех регионов стра­ны) отметил, что в настоящее время психологическая служба становится органичным и необходимым элементом госу­дарственной службы образования, именно она определяет стратегию педагогики развития. Выступающие на съезде подчеркивали, что современная образовательная ситуация характеризуется развитием инновационных процессов. Многие сложности работы практического психолога продиктованы прежде всего тем, что он начинает работать не в устоявшейся системе, а в атмосфере инновационных начинаний. Однако именно это порождает множество возможностей и делает его деятельность плодотворной. Съезд показал, и это очень важно, что практические психологи начали осознавать самих себя как полноправных специалистов, имеющих четко определенные профессиональные функ­ции, цели и средства деятельности, ясно понимающих свое место в образовательной системе.

29-30 марта 1995 г. в Министерстве образования Российской Федерации во исполнение рекомендаций I съезда практических психологов образования состоялась коллегия по вопросу «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации». В работе коллегии приняли участие организато­ры и сотрудники службы, работники органов управления образованием, ученые-психологи и педагоги практически из всех регионов страны. Коллегия отметила, что разви­тие практической психологии образования в значительной степени обусловило гуманизацию всей системы образования и привело к возникновению службы практической психологии образования Российской Федерации.

Введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач пере­хода от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и навыков» – к педагогике развития; переориентации сознания учителя от «школоцентризма» – к «детоцентризму»; разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в до­школьном, общем, дополнительном, начальном професси­ональном и специальном образовании; развитию экспертизы и проектирования развивающей среды. Практическая психология содействовала переориентации образования на ин­дивидуальное развитие личности, изменению общей обра­зовательной ситуации в России.

Коллегия Министерства приняла развернутое Постанов­ление, исполнение решений которого было проанализиро­вано и оценено на II съезде психологов образования, про­шедшем в октябре 1995 г. в Перми. Он также был весьма представительным, на него приехали делегаты из 70 регио­нов страны.


Оглавление
Организация психологической службы в учебном заведении
Становление психологической службы образования за рубежом
Развитие психологической службы образования в России
Определение психологической работы и психологической службы
Структура психологической службы образования
Психологическая работа в системе других видов профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса
Психологические проблемы, на разрешение которых направлена психологическая работа в системе образования
Основные цели и задачи психологической работы в учебном заведении
Основные принципы проведения психологической работы в образовательных учреждениях
Определение и особенности профессиональной деятельности психолога учебного заведения
Психологическое изучение и психологическое управление как основное содержание деятельности психолога
Основные виды профессиональной деятельности психолога учебного заведения и их содержание
Теоретическое обоснование содержания и методов психологического сопровождения обучаемых
Технология психологического сопровождения учащихся в образовательном учреждении
Психолого-педагогический консилиум как одна из основных форм взаимодействия психолога с субъектами образовательного процесса
Права и обязанности практического психолога образования
Все страницы