Становление психологической службы образования за рубежом

Психологическая служба образования (или школьная психология) существует во многих странах, охватывая всю сис­тему обучения и воспитания начиная с детей до­школьного возрас­та до студентов вузов, и имеет почти вековую историю. Наиболее представлена эта служба в США, где она на­чала развиваться с начала XX века и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных на­правлений современной психологии.

Школьная психология в США закреплена законом, предписывающим иметь по­добную службу в государствен­ном департаменте образования. Этот департамент санкци­онирует выдачу свидетельств школьным психологам.

Первыми психологами-практиками в США были экс­периментальные психологи, изучавшие проблемы самовос­питания. Но очень скоро основными функциями школь­ной психологической службы стали измерение и тестиро­вание, а главенствующей задачей – отбор детей для обучения по специальным программам.

Широкая практика тестирования в американских шко­лах в 1940-60?е годы привела к тому, что батареи тестов прочно вошли как основной ин­струмент деятельности в практику работы школьных психологов. Таким образом, функции измерения и тестирования – исторически более ранние и в наибольшей степени применяемые в прак­тике тех лет [1, С. 6-7].

В дальнейшем наблюдается эволюция взглядов на предназначение школьной психологической службы. В 60-х годах была создана профессиональная организа­ция школьных психологов, а в 80-х годах в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов (NASP). Многие специалисты начали пересматривать измерение как единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной психологии.

В настоящее время выделяется несколько уровней функционирования психологической службы. На первом производится главным образом тестирование с це­лью выявления учащихся, нуждающихся в специальном обучении. На втором работа направлена на учащихся, кото­рым необходимо специальное обучение, а также на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие проблемы. Третий уровень предполагает прямую психологическую помощь всем нуждающимся в ней учащимся и консультацию персонала школы по вопросам психологии развития.

В «Руководстве Национальной ассоциа­ции школьных психологов по обеспечению психологичес­кой службы в школах» отмечается, что основная цель психологической службы – служить пси­хическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает:

а) психологическое и пси­холого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества;

б) активные вме­шательства психолога, направленные на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;

в) помощь педагогическому персо­налу и родителям прежде всего в плане заботы о ребенке – специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;

г) консультирование и совмест­ную работу с персоналом школы и (или) родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов.

Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом французской школьной пси­хологии называют Альфреда Бине, начавшего свои иссле­дования в этой области еще в 1894 году. В 1897 г. выходит его работа, посвященная психологическим проблемам началь­ной школы. В 1905 г. Министерство образования Франции обрати­лось к Бине с просьбой психологически исследовать про­блему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. В результате этого исследования появился знаменитый тест Бине-Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития. За этим последо­вало открытие специальных школьных классов для таких детей, а в 1909 г. открылась первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба [1, С. 8-9].

В 1947 г. в Париже начала работать группа школьных психологов под руководством профессора А. Валлона. В отличие от А. Бине, А. Валлон полагал, что цель психологической службы не в селекции детей по каким-либо признакам, а в психологической по­мощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания всех без исключения детей.

В 1951 г. Министерство образования Франции впервые представило описание функций школьных психологов. Этот документ был основой дискуссии на I и II Международных коллоквиумах по школьной психологии, организованных ЮНЕСКО в Гамбурге соответственно в 1952 и 1954 годах.

Однако в силу изменения политики в образовании дея­тельность службы во Франции была приостановлена, а школьные психологи переведены на должности учителей начальных классов.

Потребность в школьных психологах на протяжении 50-60-х годов нарастала прежде всего вследствие значительно­го увеличения количества детей с задержками умственного развития и другими нарушениями. Министерство образо­вания обратилось к психологической науке, по существу, вновь за психометрическими методами с целью отбора де­тей, не способных обучаться в массовой школе. Для решения этих задач в 1960 г. открывается четыре психологических центра – в Париже, Бордо, Гренобле и Безансоне.

Начиная с 1970 г. преобладающей орга­низационной формой деятельности школьной психологи­ческой службы во Франции становятся так называемые груп­пы психолого-педагогической помощи, каждая из которых представляет собой команду, состоящую из одного специа­листа по школьной психологии, одного специалиста по психологии обучения, одного специалиста по психомотор­ному развитию. Такая бригада призвана обслуживать от 800 до 1000 учащихся и, хотя территориально располагается в какой-то одной школе, обслуживает, как правило, несколько школ.

Группы психолого-педагогической помощи, в которых работает подавляющее большинство школьных психологов, административно подчинены департаменту специального образования. Объектом деятельности этих групп являются в первую очередь дети дошкольного и младшего школьно­го возраста (2-12 лет), причем основное внимание уделя­ется работе с детьми 3-7 лет. В центре – проблемы обуче­ния и поведенческие проблемы, которыми соответственно занимаются разные специалисты. Одна из основных задач – выявление детей, нуждающихся в особых формах и мето­дах обучения. Проводятся также консультации родителей и педагогов по указанным проблемам.

Начиная со второй половины 80-х годов во Франции обсуждается проект реорганизации существующей практики работы школьных психологов и создания единой системы школьной психо­логической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы – предотвращать школьный неуспех, способствовать социальному научению и социальной адаптации детей, по­могать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой на предшествующих этапах службы, – отде­лять таких детей), содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся, повышать квалифи­кацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народного образования.

Несмотря на то что измерение и тестирование и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологи­ческой службы, последнее время многих ученых во всех странах мира не устраивает такая ограниченная деятель­ность школьных психологов. Они начали пересматривать измерение как главную деятельность, которая может способствовать решению проблемы психологической помощи детям.

Определенный опыт организации и деятельности школь­ной психологической службы накоплен и в странах Восточ­ной Европы. Здесь психологическая служба школы ставит перед собой задачи, решение которых направлено прежде всего не на констатацию уровня развития учащихся с целью отбора, а на получение психологической информации об уча­щемся или коллективе класса с целью создания условий, стимулирующих развитие (Витцлак Г., 1986).

Психологическая служба школы в большинстве стран Восточной Европы функционирует в форме психолого-пе­дагогических районных или областных центров или консуль­таций. Эта служба – неотъемлемая составная часть системы народного образования и воспитания всех детей, подрост­ков и юношества.

Основное содержание психологической службы – по­мощь в обеспечении развития здоровой личности, коррек­ция разного рода затруднений в развитии личности, про­блемы профессиональной ориентации. Доминирующая функция психолога-консультанта, например, в Чехии и Словакии заключается в психодиагностической деятельнос­ти. Ее результатом служит диагностическое заключение, из которого вытекают последующие рекомендации. Психолог может рекомендовать организационные меры – зачисление ребенка в специальную или вспомогательную школу, в спе­циальные классы в рамках начальной школы, в специаль­ный детский сад и т.д. Он может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптимальную область для вы­бора профессии. Психолог может рекомендовать примене­ние подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, врачебное обсле­дование (психоневрологическое, логопедическое и др.). Большое место в консультациях занимает определение у всех детей готовности к обучению в школе, так называемой школьной зрелости, за год до поступления ребенка в школу (в этих странах дети начинают учиться с 6 лет).

Психологические консульта­ции и центры в основном занимаются решением конкрет­ных проблем, с которыми к ним обращаются родители или учителя. Это особенно четко представлено в венгерской ин­струкции для консультаций по вопросам воспитания, вме­няющей в обязанности психолога заниматься проблемами, связанными с наблюдаемыми в поведении ребенка откло­нениями от нормы, которые не могут быть исправлены обычными педагогическими средствами (например, агрес­сивное поведение, продолжительное беспокойство, невни­мательность и т.д.); с проявлениями в поведении ребенка чрезмерной чувствительнос­ти, робости, замкнутости, боязни школы, ответов на уроке и пр.; систематическими кражами, ложью ребенка дома или в школе; побегами ребенка из дома или из школы; внезап­ными изменениями в поведении ребенка; низкими результатами учения; отсутствием интереса к учебе в шко­ле; нарушениями речи нервного характера – заикание, скороговорение; жалобами ребенка или родителей на система­тические головные боли, бессонницу, беспричинную утом­ляемость и т.п.

Таким образом, психологическая служба системы на­родного образования в странах Восточной Европы занима­ет существенное место в деле воспитания и обучения де­тей, подростков и юношей.


Оглавление
Организация психологической службы в учебном заведении
Становление психологической службы образования за рубежом
Развитие психологической службы образования в России
Определение психологической работы и психологической службы
Структура психологической службы образования
Психологическая работа в системе других видов профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса
Психологические проблемы, на разрешение которых направлена психологическая работа в системе образования
Основные цели и задачи психологической работы в учебном заведении
Основные принципы проведения психологической работы в образовательных учреждениях
Определение и особенности профессиональной деятельности психолога учебного заведения
Психологическое изучение и психологическое управление как основное содержание деятельности психолога
Основные виды профессиональной деятельности психолога учебного заведения и их содержание
Теоретическое обоснование содержания и методов психологического сопровождения обучаемых
Технология психологического сопровождения учащихся в образовательном учреждении
Психолого-педагогический консилиум как одна из основных форм взаимодействия психолога с субъектами образовательного процесса
Права и обязанности практического психолога образования
Все страницы