Организация психологической службы в учебном заведении - Теоретическое обоснование содержания и методов психологического сопровождения обучаемых

Теоретическое обоснование содержания и методов психологического сопровождения обучаемых

Для решения профессиональных задач психологами используется ряд методов, образующих единый технологический комплекс, обеспечивающий в своей совокупности решение конкретной проблемы, а в конечном итоге – и психологическое сопровождение процесса личностного и психического развития учащихся.

Психологическое сопровождение – система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучаемых в ситуациях учебного взаимодействия.

Научным основанием технологии психологического сопровождения учащихся являются фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии, о развитии и социальной природе психики человека. Согласно этим теоретическим представлениям личность есть целостная психоло­гическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим и физическим развитием ре­бенка. Развитие психики, отмечал С.Л. Рубинштейн, следует рассматривать не только как рост, но и как измене­ние, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющим­ся новообразованиям.

Основным условием психического развития ребенка яв­ляется его собственная деятельность. Именно в активной мотивированной дея­тельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психи­ческих процессах и психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд). Ведущим типом деятельности называется такой вид деятельности ребенка, который определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов.

Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми – необходимое условие психического и личност­ного развития ребенка. Ведущим типом общения называется такой тип общения, в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности. Общение со взрослыми выполняет специфические функ­ции в процессе формирования личности на каждом возраст­ном этапе. На первоначальных стадиях возрастного разви­тия функции, формы и содержание общения со взрослыми непосредственно связаны с овладением ребенком предмет­ным миром. В общении со взрослыми формируются по­требность общения с другими людьми, эмоциональное от­ношение к ним, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, и лишь к 6-7 годам у ребенка выделяется собственно коммуникативная дея­тельность.

В дальнейшем все большую роль начинает играть общение со сверстниками, основная функция которого связана с формиро­ванием способности строить отношения с окружающими в зависимости от различных задач и требований, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно принимать или не принимать нормы, принятые в коллективе.

Общение в школьном возрасте является важным условием развития таких сторон самосознания ребенка, как самопознание, самооценка, саморегуляция. Общение со взрослыми в старшем школьном возрасте приобретает существенное значение в связи с возникаю­щими в ранней юности проблемами перспективного жизненного самоопределения.

Таким образом, потребность в общении – одна из ос­новных социальных потребностей человека, она рано воз­никает и постепенно развивается. С возрастом ведущие виды деятельности и общения ребенка меняются, увеличивается их разнообразие и общее число. Развитие детей происходит во многих видах деятельности и общения. Поэтому правильнее говорить о системе взаимосвязанных ведущих видов деятельности и общения, образующих определенную последовательность в процессе возрастного развития человека (эмоционально-непосредственное общение, предметно-манипулятивная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учебно-познавательная деятельность, профессионально-личностное общение, морально-личностное общение).

Для понимания сущности психологического сопровождения учащихся важным является положение о ведущей роли обу­чения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах. «Процес­сы развития, – писал Л.С. Выготский, – не совпадают с процессом обучения... процессы развития идут вслед за про­цессами обучения, создающего зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С., 1983, т. 3, с. 451).

Иными словами, обучение должно быть ориентировано не на «зону актуального развития», т.е. не на то, что уже сложилось и составляет, по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний день», а на «зону ближайшего развития» – на «завтрашний день».

«Зона ближайшего развития» определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться само­стоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот сле­дующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит, она находится за пределами «зоны ближайшего развития» и никакого разви­вающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь «натаскать» ребенка на выполнение подобных зада­ний или действий. «Зона ближайшего развития», демонстри­руя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем «зона актуального разви­тия», показывающая лишь то, что ребенок уже может [1, С. 25-26].

Решение вопроса о соотношении обучения и развития имеет существенное значение не только для психологичес­кой теории, но и для педагогической практики. С.Л. Ру­бинштейн справедливо отмечает, что каждая концепция обучения включает в себя определенную концепцию раз­вития, точно так же каждая концепция психического раз­вития заключает в себе и определенную теорию обучения.

Очевидно, что процесс индивидуального развития оп­ределяется как созреванием структур высшей нервной дея­тельности, так и обучением. С точки зрения отечественной психологии развития учение представляет собой субъектив­ную деятельность, в результате которой общественно зна­чимое содержание знаний, единое для детей определенно­го возраста, превращается в личностное достояние каждо­го. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, является важным фактором полноценного личностного и психического развития. И эффективность образования, а следовательно, и психи­ческого развития зависит от того, насколько средства, содер­жание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития.

С представлением о психическом развитии детей связано понятие возраста – качественно своеобразного периода физического, психологического или поведенческого развития, характеризующегося присущими только ему особенностями. Л.С. Выготский рассматривал возраст как относитель­но замкнутый период развития, значение которого опреде­ляется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности сущест­вуют как наиболее типичные, наиболее характерные об­щие особенности возраста, указывающие на общее направ­ление развития.

К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста един­ственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития обусловливает и динамику психического разви­тия на протяжении соответствующего возрастного перио­да, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. При этом каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных особенностей, новообразований, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и наличие спе­цифических для данного этапа тенденций развития. Ины­ми словами, возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему осо­бенностями, а различным на каждом возрастном этапе стро­ением его личности.

Тот или иной возрастной период сензитивен (то есть наиболее восприимчив) к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а поэтому и к определенному типу воздействий. Возникающие в годы детст­ва повышенные возможности развития в тех или иных на­правлениях временны, преходящи (возрастные предпосыл­ки могут в той или иной мере вытеснять друг друга, осла­бевать, сходить на нет). Поэтому при быстром темпе развития очень важно, чтобы возрастные достоинства каждого этапа детства проявились достаточно полно и тем самым успели внести свой вклад в становление личности.

Динамика психического развития предполагает смену периодов относительно стабильного, равномерного развития (литические периоды) периодами критическими. Согласно теории критических периодов детского развития (Л.С. Выготский) каждый переходный или критичес­кий период – результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой лежит, с одной стороны, изменение объективного положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений, а с другой – измене­ние его «внутренней позиции». Все переходные периоды (другие названия – критический, переломный) имеют сходные симптоматику и содержание, протекают по общим закономерностям. В переходах от одного периода к другому выделяются своеобразные «кризисы» развития, со­держание которых существенно отличается от особеннос­тей развития в стабильные периоды. Переходные периоды – очень ответственные этапы воз­растного развития. К этому времени у ребенка должны быть сформированы все основные психологические новообразо­вания предшествующего периода, подготавливающие его переход на более высокую возрастную ступень.

Наиболее ярко и содержательно своеобразные особен­ности этих периодов описаны П.П. Блонским и Л.С. Выготским. Причем П.П. Блонский акцентировал внимание именно на резкости происходящих пере­мен. Л.С. Выготский прежде всего подчеркивал, что пере­ходный период – это возраст, характеризующийся отмира­нием старого и появлением психологических новообразований. Негативное содержание развития в рассматриваемые периоды – обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого переходного возраста.

Практическая значимость изучения переходных периодов определяется широко известным в педагогической практике фактом особой трудности работы с детьми на этих этапах. «В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспе­вает за быстрыми изменениями его личности» (Выготский Л.С.). Понимание сущности и знания содержательной характеристики переходных периодов помо­гает создавать предпосылки для правильного учета психологических особенностей детей при организации учебно-воспитательного процесса на разных его этапах.

Обратим внимание на еще один важный момент воз­растного развития. Особенности и сложности психическо­го и личностного развития в подростковом и раннем юно­шеском возрасте во многом обусловлены половым созреванием, когда у мальчиков и девочек в этот период формируется не просто чувство взрослости, а достаточно дифференци­рован­ная взрослость определенного пола – «внутренняя пози­ция мужчины» или «внутренняя позиция женщины». Поэтому задача развития лич­ности ребенка в соответствии с его полом включает форми­рование, с одной стороны, психического пола, с другой – системы отношений с лицами противоположного пола.

Однако сам по себе возраст не определяет какого-то стандартного психического развития личности, так как возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными. Под индивидуальными особенностями личности в психологии понимают такие особенности, которые отличают данную личность от всех других. На их формирование оказывают существенное влияние природные свойства человека, социальная сре­да, общий уровень развития, направленность личности, характер взаимоотношения различных свойств и качеств.

Психологи (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что в годы дошкольного и школьного детства с их неуклонным подъемом по «возраст­ной лестнице» первостепенное значение имеет проблема вза­имосвязи возрастных и индивидуальных особенностей, что возрастные особенности личности существуют обязательно в форме индивидуальных вариантов развития.


Оглавление
Организация психологической службы в учебном заведении
Становление психологической службы образования за рубежом
Развитие психологической службы образования в России
Определение психологической работы и психологической службы
Структура психологической службы образования
Психологическая работа в системе других видов профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса
Психологические проблемы, на разрешение которых направлена психологическая работа в системе образования
Основные цели и задачи психологической работы в учебном заведении
Основные принципы проведения психологической работы в образовательных учреждениях
Определение и особенности профессиональной деятельности психолога учебного заведения
Психологическое изучение и психологическое управление как основное содержание деятельности психолога
Основные виды профессиональной деятельности психолога учебного заведения и их содержание
Теоретическое обоснование содержания и методов психологического сопровождения обучаемых
Технология психологического сопровождения учащихся в образовательном учреждении
Психолого-педагогический консилиум как одна из основных форм взаимодействия психолога с субъектами образовательного процесса
Права и обязанности практического психолога образования
Все страницы