Память. - Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала.

Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала.

Критерий – продолжительность удержания материала. Виды памяти – долговременная, кратковременная и сенсорная (или ультракратковременная).

Для долговременной памяти, как ясно из названия, характерно длительное хранение знаний, навыков и умений. Объем долговременной памяти огромен, и поэтому успешное хранение информации возможно только при условии высокой степени ее организации. Экспериментальные данные подтверждают, что в долговременной памяти одновременно действуют несколько форм организации знаний. Одна из них – создание иерархических структур по принципу выделения более абстрактных, родовых понятий и более специфических, видовых. В настоящее время предложено множество теорий и моделей, которые описывают строение и функционирование долговременной памяти, но психологи признают, что все еще находятся далеко от истины. Нет единого мнения даже по “простейшим” вопросам, например: имеет ли место забывание в долговременной памяти или информация просто становится недоступной для воспроизведения; хранится ли в памяти вся информация или только ее часть и т. д. Тема долговременной и кратковременной (а также ультракратковременной) памяти оказалась наиболее разработанной и изученной в рамках когнитивной психологии (см. раздел 6).

Кратковременная память предназначена для непродолжительного храненияинформации, поступающей из органов чувств и из долговременной памяти. Центральную роль при кратковременном удержании играют процессы повторения, при помощи которых запоминаемый материал не только удерживается в кратковременной памяти, но и переводится в долговременную. Выделяют два вида повторения:

1) механическое (акустико-артикуляционное), этот вид повторения не приводит к заметным преобразованиям материала и позволяет механически удерживать материал в кратковременной памяти;

2) повторение, сопровождающееся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей, что позволяет запоминать его надолго, т.е. переводить в долговременную память (см. также раздел 6).

Сенсорная память обеспечивает удержание информации в течение очень короткого времени (около одной секунды) и представляет собой непосредственный отпечаток информации, поступающей в органы чувств (см. раздел 6).

Надо отметить, что в терминологии, относящейся к данной классификации, существует путаница, связанная с употреблением понятия “кратковременная память”. Некоторые авторы подразумевают под ним то, что в когнитивной психологии называется “сенсорным регистром” или “ультракратковременной памятью”, а для собственно кратковременной памяти используют термин “оперативная”, или “рабочая”, память (см. [1], с. 247). В данном изложении термин “кратковременная память” используется в общепринятом и традиционном понимании, а термины ”оперативная” и “рабочая” могут считаться его синонимами.



Оглавление
Память.
Память: общее определение и круг явлений.
Патологии памяти. Закон регрессии.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ.
Классификация видов памяти по характеру психической активности.
Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала.
Классификация видов памяти по характеру целей деятельности.
Понятие и виды ассоциаций.
Экспериментальные методы исследования памяти в ассоцианизме.
Образование, сохранение и исчезновение ассоциаций.
Критика ассоциативной теории.
Влияние расположения элементов в ряду.
Влияние степени однородности материала.
Влияние осмысленности материала.
Роль упражнений, их оптимальное распределение.
Забывание и реминисценция.
ПАМЯТЬ И НАУЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ.
Память и научение в психологии поведения.
Критика бихевиоризма Н.А. Бернштейном.
Основные положения теории построения движений Н.А.Бернштейна.
Процесс построения двигательного навыка по Н.А. Бернштейну.
Способы научения и характеристики навыков.
ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ В КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ПАМЯТЬ КАК СОВОКУПНОСТЬ ПРОЦЕССОВ ПРИЕМА, ТРАНСФОРМАЦИИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. СТРУКТУРЫ И УРОВНИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.
Основные постулаты когнитивной психологии.
Структурные теории памяти.
Сенсорный регистр или ультракратковременная память.
Кратковременная память.
Долговременная память.
Теории уровней переработки информации.
Критика когнитивного подхода к изучению памяти.
Французская социологическая школа о социальной природе памяти.
Принцип использования средств в работах Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева.
Методика двойной стимуляции.
Мнемотехники.
ПАМЯТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЗАВИСИМОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ ОТ МЕСТА ЗАПОМИНАЕМОГО ОБЪЕКТА В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МОТИВАЦИЯ И ЗАПОМИНАНИИ.
Зависимость непроизвольного запоминания от структуры деятельности в работах П.И. Зинченко и А.А. Смирнова.
Эксперимент П.И. Зинченко.
Эксперимент А.А. Смирнова.
Взаимосвязь запоминания и мотивации с точки зрения психоанализа (З. Фрейд).
Мотивация и запоминание с точки зрения бихевиоризма.
Исследования взаимосвязи мотивации и запоминания в гештальпсихологии.
Зависимость произвольного запоминания от мотивов деятельности в исследовании З.М. Истоминой.
Все страницы