Способы научения и характеристики навыков.

Каковы же характеристики навыков, их отличительные признаки? Представитель когнитивной психологии Д. Норман определяет их следующим образом:

1) плавность – профессионал исполняет задачу с видимой легкостью;

2) автоматизм – конкретные действия практически не осознаются (спросите машинистку, каким пальцем она нажимает пробел – многие не могут сразу ответить);

3) снижение умственного усилия по мере улучшения навыка требуется все меньше прикладывать умственное усилие для решения задачи;

4) незначительное влияние стресса – стресс требует затраты психических ресурсов и может произойти снижение эффективности действий. Если навык полностью автоматизирован, то нарушений нет;

5) свободная интерпретация задачи – концентрация не на самом действии, а его цели (скрипач озабочен не тем, как водить смычком, а как сыграть).

Норман также предлагает следующую классификацию способов научения:

1. Наращивание – добавление нового знания (новых данных) к старым схемам памяти.

2. Создание структур – образование новых понятийных структур в случаях, когда старые схемы являются недостаточными. Наиболее важный способ обучения.

3. Настройка – тонкое приспособление знания к задаче. Нужные схемы имеются, но для данной задачи непригодны (например, являются слишком общими). Приспособление схем к задаче происходит посредством упражнений.


Подробнее см. работы [3; 6; 7, с. 61-76; 7; 10].



Оглавление
Память.
Память: общее определение и круг явлений.
Патологии памяти. Закон регрессии.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ.
Классификация видов памяти по характеру психической активности.
Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала.
Классификация видов памяти по характеру целей деятельности.
Понятие и виды ассоциаций.
Экспериментальные методы исследования памяти в ассоцианизме.
Образование, сохранение и исчезновение ассоциаций.
Критика ассоциативной теории.
Влияние расположения элементов в ряду.
Влияние степени однородности материала.
Влияние осмысленности материала.
Роль упражнений, их оптимальное распределение.
Забывание и реминисценция.
ПАМЯТЬ И НАУЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ.
Память и научение в психологии поведения.
Критика бихевиоризма Н.А. Бернштейном.
Основные положения теории построения движений Н.А.Бернштейна.
Процесс построения двигательного навыка по Н.А. Бернштейну.
Способы научения и характеристики навыков.
ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ В КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ПАМЯТЬ КАК СОВОКУПНОСТЬ ПРОЦЕССОВ ПРИЕМА, ТРАНСФОРМАЦИИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. СТРУКТУРЫ И УРОВНИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.
Основные постулаты когнитивной психологии.
Структурные теории памяти.
Сенсорный регистр или ультракратковременная память.
Кратковременная память.
Долговременная память.
Теории уровней переработки информации.
Критика когнитивного подхода к изучению памяти.
Французская социологическая школа о социальной природе памяти.
Принцип использования средств в работах Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева.
Методика двойной стимуляции.
Мнемотехники.
ПАМЯТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЗАВИСИМОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ ОТ МЕСТА ЗАПОМИНАЕМОГО ОБЪЕКТА В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МОТИВАЦИЯ И ЗАПОМИНАНИИ.
Зависимость непроизвольного запоминания от структуры деятельности в работах П.И. Зинченко и А.А. Смирнова.
Эксперимент П.И. Зинченко.
Эксперимент А.А. Смирнова.
Взаимосвязь запоминания и мотивации с точки зрения психоанализа (З. Фрейд).
Мотивация и запоминание с точки зрения бихевиоризма.
Исследования взаимосвязи мотивации и запоминания в гештальпсихологии.
Зависимость произвольного запоминания от мотивов деятельности в исследовании З.М. Истоминой.
Все страницы