Влияние расположения элементов в ряду.

Если заучиваемый материал состоит из элементов, расположенных в ряд, то при свободном воспроизведении элементов списка обнаруживается следующий факт: лучше всего запоминаются элементы, находящиеся в начале и конце списка, а хуже всего – элементы из середины (точнее говоря, несколько смещенные от центра к концу ряда). Это явление было отмечено еще Г. Эббингаузом и неоднократно исследовалось другими психологами (см., раздел 6). Первые и последние элементы ряда оказываются в преимущест­венном положении как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении. Фуко предложил следующее объяснение этому явлению: на элементы ряда влияют два процесса торможения: прогрессивное внутреннее торможение (предыдущие элементы ряда отрицательно влияют на запоминание последующих) и регрессивное внутреннее торможение (последующие элементы ряда ухудшают запоминание предыдущих). Действительно, у первого элемента ряда нет предыдущих, и поэтому на него влияют только последующие, а на последний


элемент – только предыдущие, поэтому они лучше всего сохраняются. У элемента, занимающего позицию в центре, есть “соседи” с обеих сторон, которые оказывают тем большее торможение, чем больше их количество. Результат исследования, выраженный в виде кривой, приведен на рис. 3.



Оглавление
Память.
Память: общее определение и круг явлений.
Патологии памяти. Закон регрессии.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ.
Классификация видов памяти по характеру психической активности.
Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала.
Классификация видов памяти по характеру целей деятельности.
Понятие и виды ассоциаций.
Экспериментальные методы исследования памяти в ассоцианизме.
Образование, сохранение и исчезновение ассоциаций.
Критика ассоциативной теории.
Влияние расположения элементов в ряду.
Влияние степени однородности материала.
Влияние осмысленности материала.
Роль упражнений, их оптимальное распределение.
Забывание и реминисценция.
ПАМЯТЬ И НАУЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ.
Память и научение в психологии поведения.
Критика бихевиоризма Н.А. Бернштейном.
Основные положения теории построения движений Н.А.Бернштейна.
Процесс построения двигательного навыка по Н.А. Бернштейну.
Способы научения и характеристики навыков.
ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ В КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ПАМЯТЬ КАК СОВОКУПНОСТЬ ПРОЦЕССОВ ПРИЕМА, ТРАНСФОРМАЦИИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. СТРУКТУРЫ И УРОВНИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.
Основные постулаты когнитивной психологии.
Структурные теории памяти.
Сенсорный регистр или ультракратковременная память.
Кратковременная память.
Долговременная память.
Теории уровней переработки информации.
Критика когнитивного подхода к изучению памяти.
Французская социологическая школа о социальной природе памяти.
Принцип использования средств в работах Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева.
Методика двойной стимуляции.
Мнемотехники.
ПАМЯТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЗАВИСИМОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ ОТ МЕСТА ЗАПОМИНАЕМОГО ОБЪЕКТА В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МОТИВАЦИЯ И ЗАПОМИНАНИИ.
Зависимость непроизвольного запоминания от структуры деятельности в работах П.И. Зинченко и А.А. Смирнова.
Эксперимент П.И. Зинченко.
Эксперимент А.А. Смирнова.
Взаимосвязь запоминания и мотивации с точки зрения психоанализа (З. Фрейд).
Мотивация и запоминание с точки зрения бихевиоризма.
Исследования взаимосвязи мотивации и запоминания в гештальпсихологии.
Зависимость произвольного запоминания от мотивов деятельности в исследовании З.М. Истоминой.
Все страницы