Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений

Акцентуации – вариации темперамента, характера или личности психически здоровых лиц. При акцентуациях отдельные личностные черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Понятие акцентуаций введено К.Леонгардом. В отличие от психо­патий, при акцентуациях нет тотального изменения личностных свойств, речь не идет о нару­шениях адаптации, обусловленных наличием измененной личностной струк­туры. Тем не менее, по аналогии с психо­патиями, принято выделять типы акцентуаций, соот­ветствующие тем или иным типам психо­патий. Так, А.Е.Личко выделяет как наи­более часто встречающиеся в подростко­вом возрасте гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчи­вый, конформный и конформно-гипертимный варианты акцентуаций. Считается, что дистимический и застревающий типы К.Леонгарда, соответствующие конституционально-депрессивному и паранойяльному типам психопатий П.Б.Ганнушкина, в подрост­ковом возрасте практически не встреча­ются.

Предполагается, что акцентуации обычно разви­ваются в период становления личности и сглаживаются по мере взросления. Осо­бенности характера при акцентуациях могут прояв­ляться не постоянно, а лишь в некоторых случаях, в определенной обстановке, и по­чти не обнаруживаются в обычных усло­виях (латентные акцентуации) или в более ши­роком круге ситуаций при меньшей силе провоцирующих факторов (явные акцентуации). Некоторыми авторами при описании дина­мики становления (формирования) психо­патий весь период от появления первых психопатических черт и до момента крис­таллизации психопатии расценивается как проявление акцентуации, однако это противоре­чит концепции К.Леонгарда, согласно ко­торой акцентуации никогда не трансформируются в психопатию; возможно, более адекватно такие состояния интерпретировать как препсихопатические.

Будучи вариантом психической нормы, акцентуации не требуют психиатрического наблюде­ния и лечения, однако может быть показа­на психологическая и психотерапевтичес­кая коррекция. Вместе с тем, акцентуации учитыва­ются в психиатрической практике как предрасполагающий фактор для развития острых аффективных и патохарактерологических реакций и развития реактивных и эндореактивных психозов. Наличие акцентуаций в преморбиде может оказывать патопластическое влияние на особенности клиничес­кой картины, в том числе и при эндогенных пси­хозах — вялотекущей шизофрении, цик­лотимии, шизоаффективном психозе; при остро начавшейся прогредиентной шизо­френии роль акцентуации сказывается в оформлении типа ремиссии.

Диагностика акцентуаций основывается на дан­ных клинического обследования; суще­ственную помощь может оказать психо­логическое исследование с помощью опросников Г.Шмишека, Е.Литтманна— Г.Шмишека и Патохарактерологического Диагностического Опросника для подрос­тков А.Е.Личко и Н.Я.Иванова.


Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы