Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика

Рассмотрим личностные черты и реакции, составляющие основу личностных нарушений и являющиеся критериями их диагностики.

Демонстративность – подчеркнутая, но без нелепости, пантомимичность, выразительность эмоциональных, интонационных, двигательных проявлений с осознаваемой или неосознанной целью привлечь к себе особое внимание окружающих. У детей демонстративность чаще всего служит выражением эмоциональной депривации, в которой находится ребенок в связи с недостатком чувства привязанности, любви, заботы со стороны близких. Депривация - лишение/утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного/необходимого.

Данная реакция проявляется в демонстративном поведении - подчеркнуто выразительном поведении, обусловленном наличием острых аффек­тивных реакций на фрустрацию и/или на­правленное на избегание ожидаемого на­казания либо перспективы оказаться уни­женным, отвергнутым, разоблаченным. На фоне аффекта совершается ряд поступ­ков и действий, направленных на то, что­бы обратить на себя внимание, пробудить к себе сочувствие, жалость. Нередко демонстративное поведение включает в себя псевдосуицидальные или демонстративно суицидальные действия в качестве крайнего аргумента. Возможна аггравация (преувеличение  симптомов заболевания) имеющихся заболеваний, вы­зывание у себя не опасных для жизни бо­лезней или симуляция. Демонстративные реакции могут проявляться такими нару­шениями поведения, как нарочитые вы­пивки или прием токсических веществ с аггравацией алкогольного/наркотическо­го опьянения, демонстративными побега­ми, кражами. Последние могут быть про­явлениями реакции оппозиции. Чаще все­го демонстративное поведение отмечается при психопатиях и ак­центуациях характера (истерических, гипертимных и др.).

Другая часто встречающая при личностных нарушениях реакция - импульсивность – особенность поведения, которая заключается в действиях по первому побуждению, под влиянием внешних случайных обстоятельств или сильных эмоций. Физиологически импульсивность определяется слабостью тормозного контроля со стороны второй сигнальной системы. В устойчивых фор­мах представляет собой черту характера. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки — он реагирует быстро, непосредственно (нередко — на мало­значимые, вторичные факторы) и часто столь же быстро раскаивается в своих действиях. От импульсивности следует отличать решительность, кото­рая тоже предполагает непосредствен­ную энергичную реакцию, но связана с быстрым обдумыванием ситуации и при­нятием наиболее целесообразных и обо­снованных решений. Импульсивность преимуществен­но свойственна детям дошкольного и от­части младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабос­тью контроля поведения. Преодолению импульсивности способствуют совместные игры детей, требующие сдерживания непосредствен­ных побуждений, подчинения правилам игры, учета интересов других ее участни­ков. В дальнейшем еще большую роль в этом отношении играет учебная деятель­ность. У подростков импульсивность часто является следствием возрастной эмоциональной возбудимости. У старших школьников и взрослых импульсивность наблюдается при большом утомлении, в структуре аффективных реакций или некоторых психических заболеваний.

Чувство собственной неполноценности – вариант глубоко заниженной самооценки, представление о собственной неспособности к выполнению тех или иных социальных функций, о своей моральной, личностной, социальной ущербности, не соответствующее реально высоким способностям индивида. Данная реакция является составной частью многих личностных нарушений.

Чувство собственной неполноценности, неуверенность в своих силах приводят к пассивности – низкому уровню проявления того или иного или нескольких видов деятельности. Обычно пассивные дети отличаются преобладанием реактивного поведения над инициативным, бедностью проявлений эмоциональной сферы, низким уровнем развития деятельности и общения, слабой сформированностью образа себя или заниженной самооценкой.

Серьезной причиной личностных нарушений является закрепление в структуре личности ребенка различного рода страхов. Страх - эмоция переживания угрозы биологическому или социальному суще­ствованию человека, направленная на ис­точник действительной или воображае­мой опасности. Детские страхи понимаются как эмоциональные реакции детей на ситуа­цию угрозы (реальной или воображаемой) или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как диском­форт, возбуждение, желание убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха на­блюдается уже у новорожденных. Затем страхи социализируются и возникают как реакции на новые объекты и ситуации. Закрепление в эмоциональной сфере ре­бенка первичного страха расширяет зону его социальных страхов, повышает чув­ствительность к носителям угрозы. Детские страхи развиваются при недостатке родительско­го принятия и тепла, когда дети не чув­ствуют себя защищенными. У таких детей нередко развивается страх школы. Страхи могут проявляться в невротических реак­циях и психосоматических заболеваниях.

Страх проявляется в значи­тельных физиологических изменениях и в тенденции к защите (избеганию опаснос­ти или агрессии). В случае неопределенно­сти источника опасности возникают со­стояния тревоги.

Тревога - это эмоциональное состояние острого внутреннего беспокойства, связы­ваемого в сознании индивида с прогнози­рованием опасности. В отличие от страха, рассматриваемого как реакция на конкрет­ную угрозу, тревога понимается как пережива­ние неопределенной, диффузной или бес­предметной угрозы. Согласно другой точ­ке зрения, страх реакция на угрозу человеку как существу биологическому, когда опасности подвергается жизнь чело­века (витальная угроза), его физическая целостность и т. п., в то время как трево­га — переживание, возникающее при уг­розе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценнос­ти, представление о себе, положение в об­ществе. С этим связано описание тревоги как эмоционального состояния, связанного с возможностью фрустрации социальной потребности. Понятие тревоги было введено в психологию З.Фрейдом, разводив­шим страх как таковой, конкретный страх (нем. Furcht) и неопределенный, безот­четный страх — тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (нем. Angst). В психопатологии, по К.Ясперсу, тревога (Angst) не обязательно связана с пере­живанием угрозы, она “...ни к чему не при­вязана” и является “...первичным психи­ческим состоянием.., поражающим налич­ное существование субъекта в целом” с широким спектром проявлений — “от беспредметного, могущественного тре­вожного чувства... до легкого тревожного напряжения”. Обычно она связывается с чувством беспокойства. Таким образом, тревога — это особое тягостное дискомфорт­ное чувство, которое зачастую, но не обя­зательно, осознается как ожидание угро­зы, утраты, причем нередко конкретизиру­емой в представлении. Но в случае тревоги та­кое осознание представляет собой потреб­ность субъекта рационализировать тягос­тное дискомфортное чувство.

На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутно­го объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании об­щей возбудимости, снижении порогов чувствительности. На психологическом уровне тревога проявляется в ощущении беспо­мощности, бессилия, незащищенности, затрудненности принятия решения, амби­валентности чувств. Различают ситуатив­ную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тре­вожность как относительно устойчивое личностное образование. В зависимости от наличия в ситуации объективной угро­зы выделяется также “объективная”, “связанная”, “реальная” тревога и соб­ственно тревога (“неадекватная тревога”) в нейтральных, не угрожающих ситуаци­ях.

Ф.Б.Березиным выделяются явления тревожного ряда — эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возраста­ния и нарастания тревоги. Наименьшую интенсивность тревоги выражает ощу­щение внутренней напряженности, являющееся первым членом тревожного ряда явлений. Выражается в переживаниях на­пряженности, настороженности, диском­форта. Это ощущение не несет в себе при­знака угрозы, а служит сигналом прибли­жения более выраженных тревожных яв­лений. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение. На вто­ром уровне гиперестезические реакции сменяют ощущение внутрен­ней напряженности или присоединяются к нему. Это явление выражается в том, что ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении — отрица­тельную эмоциональную окраску. На этом основывается недифференцированное ре­агирование, характеризуемое как раздра­жительность. Третий уровень — соб­ственно тревога про­является в переживании неопределенной угрозы, чувстве неясной опасности. Чет­вертый  уровень — страх возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опаснос­ти. При этом объекты, с которыми связы­вается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действитель­ную угрозу. Пятый уровень — ощуще­ние неотвратимости надвига­ющейся катастрофы — возникает в результате продолжающегося нараста­ния тревоги и выражается в переживании невозможности избежать опасности, не­минуемости катастрофы, ужасе. При этом данное переживание связано не с содер­жанием страха, а лишь с нарастанием тре­воги. Подобные переживания может вы­зывать и неопределенная, бессодержа­тельная, но очень сильная тревога. Наибо­лее высокий уровень тревожного ряда явлений — тре­вожно-боязливое  возбужде­ние — выражается в потребности в дви­гательной разрядке, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и де­ятельности, вызываемая тревогой, достигает при этом своего максимума.


Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы