Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте - Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями

Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями

Семейная психотерапия – метод психотерапии, в основе которого лежит представление об определяющей роли семейных отношений и динамики в состоянии ее членов.

Семейная психотерапия возникла в 50-х го­дах нашего столетия, хотя идеи лечебного воздействия на семью высказывались еще в прошлом веке, а ранее входили в систему многих традиционных систем целительства. Воз­никновение семейной психотерапии связывают с именами А.Майдлфорта и Н.Аккермана. В настоящее время се­мейная психотерапия осуществляется в рамках раз­личных теоретических подходов (динами­ческого, поведенческого, когнитивного, экзистенциально-гуманитарного, систем­ного), методически все более сдвигаясь к интегральному подходу (примером может служить позитивная семейная психотерапия П.Н.Пезешкиана). Применительно к детству услов­но можно выделить ряд целевых устано­вок семейной психотерапии.

1. Терапевтическая коррекция семьи как этиопатогенетического фактора воз­никновения нарушений у ребенка.

2. Разрешение семейных конфликтов и травм, связанных с проблемным состо­янием/поведением ребенка.

3. Системная семейная психотерапия, ориентирован­ная на семью как социальный организм и существующие в ней отношения как объект вмешательства.

Методический аппарат семейной психотерапии – включает разные техники: директивы, семейная дискуссия, обусловленное общение, ролевые игры, проигрывание ролей друг друга, скульптура семьи.

1. Директивы — указания делать нечто, делать нечто иным путем, не делать не­что. Директивы могут быть прямыми — их выполнение и контроль совершаются преимущественно в русле поведенчес­кого подхода и парадоксальными — рассчитанными на то, что запрет той или иной формы актуального поведе­ния снимает страх перед ним и способ­ствует его реализации.

2. Семейная дискуссия — обсуждение членами семьи проблем семейной жиз­ни, способов разрешения семейных проблем и конфликтов. Терапевт высту­пает в роли медиатора и включенного наблюдателя, используя активное слушание, повторение, перефразирование, конфронтацию, молчание и т. д.

3. Обусловленное/обусловливающее об­щение — в семейную дискуссию и/или отношения вводится новый эле­мент (цветовая сигнализация, обмен за­писками, правила коммуникации), ко­торые замедляют процессы семейной динамики и делают их более легкими для обнаружения.

4. Ролевые игры.

5. Проигрывание ролей друг друга.

6. Скульптура семьи, по В.Сатир, когда члены семьи друг из друга создают “за­стывшие фигуры”, выражающие тот или иной аспект актуальных для семьи отношений. Выбор стиля — директив­ного или недирективного, вопросы ра­боты с частью семьи или всей семьей, частоты сессий и длительности курса, самостоятельного или с ко-терапевтом ведения психотерапии, ориентации на схемы тера­пии или семейную динамику и т. д. ре­шаются самим терапевтом. Способы организации и проведения семейной психотерапии не должны определяться теоретически­ми ориентациями терапевта, его харак­терологическими особенностями и быть ограниченными каким-то одним способом. В детской и подростковой практике нередко приходится прибе­гать к индивидуальной работе с не­сколькими или всеми членами семьи, помогая каждому из них решать свои проблемы в контексте общих проблем семьи и таким образом оптимизировать семейное общение. Помня, что люди часто знают что надо делать, но не знают — как, следует отличать се­мейную психотерапию от простого информирова­ния о целесообразных способах поведе­ния.


Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы