Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте - Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми

Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми

Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане. Играющие дети испытывают глубокие эмоциональ­ные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и реальными отношениями. Игра развива­ется от процессуальной игры через сюжетно-ролевую игру к игре с правилами. Рассмотрим различные вида игры.

Игра дидактическая. Специально со­зданная игра, выполняющая определен­ную дидактическую задачу, скрытую от ре­бенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на ов­ладение знаниями и умениями. Дидак­тическая игра является одной из методических разновидностей обучения.

Игра-драматизация. Строится с опо­рой на сюжетную схему какого-либо лите­ратурного произведения или сказки. Сю­жет такой игры в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения; роли соответствуют дей­ствующим лицам разыгрываемого произ­ведения.

Игра процессуальная является начальным этапом в развитии сюжетно-ролевой игры дошколь­ников. Сущность процессу­альной игры состоит в овладении значения­ми предметов окружающего мира посред­ством условных действий с игрушкой-пер­сонажем. Примером может служить игра с реалистическими игрушками, имеющими сходство с людьми, животными, предмета­ми быта и орудиями труда. С их помощью ребенок воспроизводит привычные для него действия взрослых: укладывает иг­рушки спать, купает или кормит кукол, го­товит им еду, делает постройки из куби­ков, катает на автомобиле. Этапы развития процессуальной  игры:

1) подражание отдельным игровым дей­ствиям взрослого в совместной с ним игре, зарождение интереса к игре;

2) самостоятельные попытки воспроиз­ведения действий взрослых, характе­ризующиеся логической непоследо­вательностью отображаемых собы­тий, эпизодичностью, кратковременно­стью;

3) постепенное выстраивание цепочек ло­гически вытекающих друг из друга дей­ствий;

4) усиление игровой мотивации, увеличе­ние числа используемых игрушек и расширение сюжетного диапазона игры, усложнение структуры игровых действий;

5) понимание смысла использования предметов-заместителей в совместной игре со взрослым; самостоятельное использование предметов-заместителей;

6) творческая переработка совместного и индивидуального опыта жизни ребен­ка, выражающаяся в самостоятельном выборе сюжетов, игрушек, предметов-заместителей, появление оригиналь­ных действий и замещений;

7) включение в игру речи в ее объясняю­щей и планирующей функциях; появ­ление элементов ролевого поведения в игре.

Игра с правилами. Групповая или пар­ная игра, в которой действие участников и их взаимоотношения регламентированы правилами, обязательными для всех игра­ющих. Правила могут быть исторически сложившимися в детском сообществе и пе­редаваемыми от старших к младшим или сформулированными в группе играющих детей для данной конкретной игры. Неко­торые игры с правилами носят сюжетный характер (“кошки-мышки”, “гуси-гуси” и т. д.), что подчеркивает их переходный характер от сюжетно-ролевой игры. Постепенно перерастают в различные корпортивные и интеллектуальные игры.

Игра режиссерская. Особый вид инди­видуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них. Игра режиссерская способствует развитию речи, мышления, воображения.

Игра сюжетно-ролевая (ролевая, творческая). Ведущая деятельность дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними; она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в смыслах человеческой деятельности. Игровая роль позволяет соединить аффективно-мотивационную и операционально-техническую стороны деятельности. Содержанием сюжетно-ролевой игры являются отношения между людьми, осуществляемые через взаимное манипули­рование с предметами. В сюжете такой игры воспроизводится какая-либо форма деятельности взрослых. Сюжеты очень разнообразны и изменяются в зависимости от конкретных условий жизни ребенка и расширения его кругозора. Особеннос­тью игровой ситуации является игровое использование предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой и его используют в соответствии с новым значением. Всеми психологами подчерки­вается огромное значение этого типа игры для психического развития ребенка.

Терапевтическая игра – форма психотерапии, воспроизводящая отношения родителя и младенца. Терапевт в общении с малышом, подобно матери, структурирует поведение, провоцирует, вторгается, воспитывает и так же, как мать, делает все это в очень персональной, телесной, приятной манере.


Оглавление
Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы