Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте - Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов

Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов

Конфликт в детском возрасте – эмоционально переживаемое противоречие, столкновение противоположно направленных целей, интересов, наиболее выраженное в периоды возрастных кризисов развития и связанное с неврозами и личностными деформациями, подобными негативизму.

Внутренние конфликты воз­никают на основе социальной установки ребенка на несогласие, отрицание опреде­ленных требований, форм общения (на­пример, ребенка со взрослым), на протест по отношению к данной группе и отвержение той или иной личности как таковой и выражается в демонстративном поведе­нии, упрямстве, агрессии и пр. Для устра­нения такого рода конфликтов необходима психокор­рекционная работа с детьми.

Внутрипсихические конфликты выражаются в так называемых психологических барьерах – особых психических состояниях субъекта, препятствующих выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный меха­низм психологических барьеров состоит в усилении негатив­ных переживаний и установок — стыда, страха, тревоги, чувства вины, занижен­ной самооценки, связанных с задачей и текущей ситуацией. В социальном пове­дении человека психологические барьеры представлены, в первую очередь, коммуникативными ба­рьерами (барьерами в общении с опреде­ленным человеком или группой людей), проявляющимися в отсутствии гибкости межличностных социальных установок, а также барьерами смысловыми. Субъек­тивно психологические барьеры переживаются как трудность в общении и взаимопонимании, застенчи­вость, некоммуникабельность, что спо­собствует возникновению внутренних конфликтов, неадекватно заниженной са­мооценки.

С точки зрения психоанализа, если человек не способен эффективно контролировать некоторые жизненные ситуации, на помощь ему приходят механизмы психологи­ческой защиты “Я”, обеспечивающие ему бессознательную компенсацию этой неспособности и ослабляющие связанные с ней стресс и тревогу. Такие механизмы дают человеку возможность достичь удовлетворения потребностей иногда реального, а чаще воображаемого или слишком сильно оторванного от реальности путем отрицания или искажения действительности или же отрицания тех представлений и побуждений, которые порождают тревогу.

Механизмы психологической защиты весьма многообразны. Рассмотрим самые главные из них.

Чаще всего человек прибегает к такому защитному механизму, как подавление. Оно состоит в вытеснении желания или конфликтной ситуации в область подсознательного. Речь идет об актив­ном забывании подобного психического материала, который, однако, сохраняет весь свой динамический потенциал в виде подавленного влечения. Во время гипноза или некоторых сомнамбулических состояний может произойти его вспоминание.

Реактивное обучение предполагает принятие человеком чувств и поступков, противоположных тем, что были вытеснены им, с целью еще более сильного их подавления. Этот защитный механизм лежит в основе многих черт характера. Он особенно свойствен слишком мягким и слиш­ком сострадательным людям, матерям, чересчур озабоченным опас­ностями, которые могут угрожать их детям, и т.п. Отрицание и отвергание, напротив, выражаются в бессознательном отказе допустить существование определенных фактов или в трансформировании реальности с целью приспособить ее к своему поведению. Сказанное относится, например, к ребенку, который ночью идет по плохо освещенной дороге и при этом громко поет, или к человеку, который знает, что он неизлечимо болен, но продолжает при этом заниматься прежней работой, избегая всяческих разговоров о своей болезни и даже строя долгосрочные планы.

Вытеснение означает замену недостижимой цели другой целью, вполне достижимой. Этот защитный механизм можно проиллюстрировать классическим примером человека, который дает пинка своей собаке, вернувшись с работы, где он целый день должен был безропотно сносить недовольство и претензии своего начальника.

Сублимация представляет собой разновидность вытеснения, приносящую человеку реальное удовлетворение. Она заключается в том, что человек ориентирует свое поведение на достижение цели более высокой, чем та, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой.

Проекция состоит в наделении других людей собственными чувствами, неприемлемыми с точки зрения “Сверх-Я”. “Почему ты больше меня не любишь?” - спрашивает такой человек у своей любовницы, которую он подсознательно уже хотел бы бросить сам. Рационализация заключается в поиске удобных причин для оправда­ния невозможности совершить тот или иной поступок или, наоборот, в поиске убедительного обоснования неприемлемого поведения.

Другим способом защиты от внутрипсихических конфликтов выступает аффект неадекватности. Он прояв­ляется в форме аффектив­ного поведения: повышенной обидчивостью, упрямством, негативизмом, замкнутостью, заторможенностью, эмоциональной неустойчиво­стью. В основе аффекта неадекватности лежат отрицательные переживания, возникающие в результате неудовлетворенности каких-либо жизнен­но важных потребностей ребенка или кон­фликта между ними. Чаще всего они воз­никают в случае, когда не удовлетворяют­ся притязания ребенка в области, имею­щей для него существенное значение, при­чем невозможность удовлетворения при­тязаний связана с отсутствием достаточ­ных способностей в значимой области. Уровень притязаний ребенка основывает­ся, как правило, на сложившейся к насто­ящему времени неадекватной самооценке. Эта самооценка стала для него привычной, и он не может снизить свой уровень при­тязаний, не нанося при этом урона само­оценке.

Расхождения между уровнем притяза­ний и реальными возможностями ребенка приводят к неосознаваемому внутреннему конфликту. Признать свою несостоятель­ность значит для ребенка пойти вразрез с имеющейся у него потребностью сохра­нить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить. Отсюда воз­никает неадекватная реакция ребенка на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо дает ему абсурдное фанта­стическое объяснение. Ни в коем случае не желая допустить в сознание ничего, что могло бы поколебать его самооценку, ре­бенок стремится объяснить неуспех не своей несостоятельностью, а чем-либо другим. В результате возникает неадек­ватная реакция, проявляющаяся в форме аффективного поведения. Аффективная реакция выступает в этом случае как за­щитная, позволяющая ребенку в случае неуспеха не снижать самооценку и уро­вень притязаний, т. е. неадекватная реак­ция позволяет ребенку не допустить в со­знание мысли о собственной несостоя­тельности.


Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы