Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте - Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика

Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика

Основные проявления личностных нарушений в зависимости от фазы развития ребенка описаны в §1. Здесь мы коснемся специфики реакций, свойственных детям от рождения до младшего школьного возраста.

В качестве первой такой специфической реакции можно выделить имматуризм. Понятие имматуризма ввел А.ван Кревелен для обозначения сверх­ранних проявлений инфантилизма, вы­ражающихся у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста в психической незрелости, которая заключается, прежде всего, в склонности к необузданному фантазированию, неспособности к четко­му отделению мира своих фантазий и представлений от реальности.

Другой характерной  чертой личностных нарушений ребенка являются, так называемые детские капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных, с точки зрения взрослых, действиях и поступках, в необоснованном противодействии окру­жающим, сопротивлении их советам и тре­бованиям, в стремлении настоять на сво­ем, иногда небезопасном или абсурдном, по мнению взрослого, требовании. Вне­шними проявлениями капризов чаще всего вы­ступают плач и двигательное возбужде­ние, принимающие в тяжелых случаях форму “истерики”. Они могут носить слу­чайный, эпизодический характер и возни­кать в результате эмоционального пере­утомления; иногда они являются призна­ком или следствием физического недомо­гания или выступают в качестве своеоб­разной реакции раздражения на препят­ствие, запрет. В то же время капризы часто принимают вид стойкого и привычного по­ведения в общении с окружающими (осо­бенно с близкими взрослыми) как сред­ство достижения своих целей и могут, в дальнейшем, стать укоренившейся чертой характера. В норме естественным (хотя и не обязательным) является учащение капризов в периоды кризисов развития, когда ребе­нок особенно чувствителен к воздействи­ям взрослых и их оценкам, трудно перено­сит запреты на осуществление своих за­мыслов. При уважительном отношении взрослых к намерениям и возросшим зап­росам детей капризы легко преодолеваются и исчезают из поведения детей без следа. Преодоление капризности требует четко­го определения причины, вызвавшей ее к жизни, и изменения стиля общения с ре­бенком. Наиболее типичными ошибками взрослых, провоцирующих капризы, явля­ются:

1) авторитарность или гиперопека, подав­ляющие возросшую инициативность и самостоятельность детей. В этом слу­чае возникают “капризы обиженного”;

2) заласкивание ребенка, потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требований (“капризы ба­ловня”);

3) отсутствие необходимого ребенку внимания, безразличное (малоэмоциональ­ное) или неотчетливо выражаемое от­ношение к позитивным и негативным образцам поведения и действий ребен­ка, отсутствие последовательной сис­темы поощрения и наказания (“капри­зы безнадзорного”).


Оглавление
Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы