Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте - Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам

Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам

Трудный подросток: определение подростка, стадии подросткового возраста, защиты и фантазии подростка с позиций понимания динамики развития

В начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяется в относительно самостоятельную область жизни. Подростку удается развернуть новую ведущую деятельность – интимно-личностное общение, - предметом которой являются способы построения человеческих отношений в любой совместной деятельности.

В это время начинается пятый жизненный кризис по Э.Эриксону, состоящий в противоречии между самоопределением, идентичностью и индивидуальной серостью, конформизмом (от 12 до 18 лет). Подростничество считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде.

Этот период характеризуется обострением многих наследственных и генетических заболеваний, во время переходного периода подростничества могут проявиться ранее находящиеся в потенциальном состоянии психические отклонения в психике ребенка. Именно поэтому любые личностные нарушения, наблюдающиеся в подростковом возрасте, нуждаются в тщательнейшей диагностике и отслеживании.

Виднейший исследователь возрастного  развития Л.И.Божович связывает  кризис подросткового возраста с возникновением в этот период  нового уровня самосознания, характерной  чертой которого  является  появление  у подростка способности и потребности  познать самого себя  как личность.  Это порождает у подростка стремление  к самоутверждению,  самовыражению (т.е. стремление  проявлять себя в тех качествах  личности, которые он считает  ценными) и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.

    Новообразованием критической  фазы  подросткового возраста,  ярким  свидетельством того, что отрочество началось, является так  называемое “чувство взрослости” - особая форма отроческого  самосознания. Заметим, что  этот психологический симптом начала подросткового возраста не совпадает во времени  с физиологическими симптомами: чувство взрослости может возникнуть много раньше полового созревания. Новый психосоциальный параметр, по Э.Эриксону, появляющийся  в подростничестве, на положительном полюсе предстает в виде  эго-идентичности. На отрицательном  полюсе – в виде  ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки,  состоит в том,  чтобы собрать воедино  все  имеющиеся к этому времени знания о самих себе  (какие они сыновья  или дочери, школьники, спортсмены, музыканты, хористы и т.д.) и интегрировать  эти многочисленные образы себя и личную идентичность, которая  представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически  следует из него. Э.Эриксон подчеркивает психосоциальную сущность  эго-идентичности, обращая пристальное внимание  не  на конфликты между психологическими структурами,  а  скорее на  конфликт  самого эго – то есть на конфликт идентичности и  ролевого смешения.  Основной упор  делается  на эго и на  то,   как на  него влияет общество, в особенности группы сверстников.

В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает  в  себе новые пути оценки  мира и своего отношения к нему.  Они могут  придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные  устройства,  а  потом сравнивать и сопоставлять задуманное с  весьма несовершенными личностями  и организациями, знания которых они почерпнули из собственного ограниченного опыта. Согласно Э.Эриксону, “ум подростка в поисках вдохновляющего единства идеалов становится умом идеологическим”.

Таким  образом, “диффузия идеалов” является следствием того, что индивидуум не  может принять  ценности и  идеологию,  носителями которой  выступают родители,  церковь и другие источники авторитета. Индивидуум, страдающий  от расплывчатости своей  идентичности, никогда не пересматривает своих прошлых представлений о  себе  и  о мире,  так же как и  не  приходит к решению, которое ведет к более широкому  и,  возможно, более “подходящему” взгляду  на жизнь. Таким образом, кризис идентичности становится психосоциальной проблемой,  требующей немедленного  разрешения.           

Чрезмерная идентификация  с популярными героями  (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или  представителями контркультуры (революционные лидеры, “бритоголовые”, делинквентные личности)  вырывают “расцветающую идентичность” из  ее социального окружения,  тем  самым, подавляя личность и  ограничивая растущую идентичность.  Кроме  того,  поиск идентичности может быть более трудным  процессом  для определенных групп людей.

Уязвимость подростков для стрессов, сопровождающих  резкие социальные,  политические и технологические изменения, Э.Эриксон рассматривает как фактор,  который также  может серьезно мешать развитию идентичности. Подобные изменения  в  совокупности с современным информационным взрывом способствуют возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей  с миром.  Они представляют угрозу и для многих традиционных и привычных ценностей,  которые подростки усвоили еще в детстве.

Неспособность подростков достичь  личной идентичности  приводит  к тому,  что  Э.Эриксон назвал кризисом  идентичности. Кризис  идентичности, или  ролевое смешение, чаще всего характеризуется  неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование.  Многие подростки, страдающие от специфического для этого возраста  конфликта, испытывают пронзительное чувство своей  бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою  неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда кидаются в сторону “негативной” идентичности -  противоположной  той, что настойчиво предлагают им  родители и сверстники.


Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы