Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте - Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения

Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения

Арттерапия – метод, считающий изобразительную деятельность и изображение как способ коммуникации и послания, работа с которыми и образует уникальную ткань этого вида психокоррекции.

Как самостоятельный вид психотерапии арттерапия сложилась в США око­ло полувека назад и представлена разнооб­разными подходами, объединяемыми по­ниманием изобразительной деятельности и изображения. Выросшая из психоанализа, арттерапия быстро пре­одолела его рамки. Она используется пред­ставителями почти всех подходов как ме­тод психотерапии, психологического тренинга и ле­чебной/социальной педагогики. Теорети­ческие и художественные ориентации арттерапевта и те задачи, которые он перед собой ставит, сказываются на технической стороне проведения арттерапии и интер­претации произведения.

Очевидные достоинства арттерапии со­стоят в том, что она помогает установле­нию и углублению терапевтического кон­такта; служит одновременно терапевти­ческим и динамически-диагностическим методом; применима в любых ситуациях и формах психотерапии; позволяет широко разнообра­зить средства — от рисования палочкой на песке и простым карандашом до живо­писи и скульптуры; не имеет противопока­заний и применима при широчайшем кру­ге расстройств. Она создает и углубляет (у детей — особенно) чувство безопаснос­ти, позволяя быть открытым без ощущения раскрытости и высказываться без страха и оглядки на социальную цензуру.

Терапевтический эффект обеспечива­ется сплавом катарсиса, инсайта, десенси­билизации, суггестии, символического отреагирования и совладания, обучения, те­рапевтического моделирования и, как ре­зультат, перестройки отношений и личностного роста. С известной долей условно­сти эффекты арттерапии можно разделить на связанные с:

1) собственно процессом творчества;

2) изображением как вынесенными вовне и, таким образом, открытыми внутрен­нему диалогу переживаниями, аспек­том личностной ситуации, субличност­ной структурой и т.д.;

3) влияниями арттерапевта — от руко­водства в выборе темы до фасилитации и интерпретации. При групповом (сту­дийном) проведении арттерапия высту­пает как безопасный язык и канал ком­муникации.

В строгом смысле слова арттерапия не предполагает обязательного активного вмешательства терапевта. Но в детской практике в России его роль более активна. При использовании арттерапии в психо­терапевтическом комп­лексе важно учитывать положение нару­шения в континууме “болезнь — фикси­рованный симптом — личностная про­блема” и цели терапии — симптомати­ческая, патогенетическая, поддерживаю­щая. При работе, например, со страхом как фиксированным симптомом бывает доста­точно изображения предмета страха. Но в случае страха как отражения неразрешен­ного внутреннего конфликта удачнее изоб­ражение ребенком себя. При симптомати­ческой терапии может быть достаточно прямо отражающего симптом рисунка. Та­ково, например, “символическое уничто­жение навязчивостей” (В.И.Гарбузов) — изображение навязчивого пред­ставления с последующим уничтожением рисунка.

При патогенетической терапии, на­правленной на разрешение внутреннего конфликта, эффективнее метафорический рису­нок. Так, в структуре методики “динами­ческого  синтетического  рисунка” (В.Е.Каган) внутренняя проблема выражается в изображении дерева с после­дующим уничтожением или изменением образа дерева в воображении; процедура может быть разовой и входить в структуру курса терапии, возможны варианты с вве­дением суггестии после первого рисунка и после нее — повторным изображением. При использовании методик такого рода необходимо оценивать интегрированность симптома в систему “Я”. Так, при символи­ческом уничтожении навязчивых пред­ставлений или вызывающих страх предме­тов рисунок обычно эффективен, а при со­сании пальца изображение себя сосущим палец и последующее уничтожение рисун­ка вызывают сопротивление.

На символически-суггестивном уровне здесь разыгрывается отчуждение симптома, освобождение от него и заключение его “в крепость”. В работе с маленькими детьми эта процедура особенно эффективна и может быть подчеркнута терапевтом: “Твой страх (привычка, нарушение) остается здесь”.

В работе с подростками могут исполь­зоваться спонтанные граффити (рисунки Я надписи на стенах — обычно сексуального содержания), помогающие осознанию доминирующих переживаний и стоящих за ними потребностей и проблем.

Особое место занимает арттерапия в работе с расстройствами психотического уровня — детской и подростковой ши­зофренией, детским аутизмом, депресси­ей. Свободное выражение спонтанных пе­реживаний в широком, не ограниченном речью, семиотическом поле открывает до­полнительные возможности для работы в русле динамической психиатрии.

Музыкотерапия восходит к опыту древней медицины, Атаюрведам в Индии, работам Авиценны, Маймонида и др. Эм­пирический опыт и множество исследова­ний влияния музыки на организм и психи­ку обосновывают выделение седативной и тонизирующей музыки, разработки специ­альных музыкальных рецептов для различ­ных заболеваний и эмоциональных состо­яний. Они используются в индивидуальной и групповой психотерапии как фоновое сопровож­дение гипноза и суггестии, в рамках эмо­ционально-стрессовой психотерапии по В.Е.Рожнову и М.Е.Бурно и т.д. У детей чаще используется в сочетании с пластическими, ритмическими, танцевальными занятиями. У старших подростков может применяться как самостоятельный вид психотерапии. Вместе с тем, многие исследователи замечают, что инди­видуальность восприятия и переживания музыки, ее интеграция в психобиографию очень индивидуальны и диктуют индивиду­альные вариации общих музыкальных ре­цептов.

Музыкотерапия П.Нордоффа и К.Роббинса – использование музыки как языка диалога терапевта и пациента. Основную роль играет не прослушивание “музыкальных рецептов”, а прамузыка и премузыка - вокализации терапевта и пациента, обмен простейшими музыкальными сигналами – ритмикой барабана, колокольчиков, фортепьянных звуков. Вовлечение в такой музыкальный диалог моделирует коммуникацию и стано­вится основой для перенесения этого ком­муникативного опыта в другие сферы жиз­ни. Метод используется в работе с детьми, практически недоступными ни контакту, ни другим формам психотерапии — детский аутизм, ранняя детская шизофрения, глубокое пси­хическое недоразвитие, грубые нарушения речевого развития, выраженные степени депривационной задержки развития и т. д. и в возрасте, когда другие формы психотерапии еще неприменимы — начиная с 2,5-3 лет. За­нятия длительностью от получаса до часа проводятся индивидуально и в малых груп­пах. Как правило, в структуре занятий при­сутствуют элементы, позже выделенные как паравербальная психотерапия.

Психотерапия творческим самовыражением – одна из систем креативно-экспрессивной психотерапии, использующая творческие занятия (дневники, литература, фотография, скульптура, рисование, любительский театр и т.д.) для укрепления веры в себя, оптимизации коммуникативных установок и возможностей, личностного роста. Применима начиная с подро­сткового возраста, — прежде всего для дефензивных, склонных к рефлексии паци­ентов.


Оглавление
Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы