Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских  отношений в семье

Рационально-эмотивная психотерапия А.Эллиса – один из методов когнитивного подхода, использующий техники эмоционального фокусирования, прямой конфронтации для разрешения проблем, осознания собственной ответственности за их возникновение, поиска путей продуктивного разрешения конфликтов. Рассматривая человека как когнитивно-эмоционально-поведенческое единство, Эллис обращается к “мышлению о мышле­нии” как смысловому центру психотерапии. Этот вид психотерапии используется в работе с подростками и членами семьи ребенка/ подростка.

Позитивная психотерапия - исходя из того, что болезнь содержит в себе не только негативные, но и позитивные аспекты, рассматривает нарушения как проявление односторонних форм переработки конфликтов, сложившихся в динамике семейного опыта и культуральных влияний.

Предложена Н.Пезешкианом в 70-х годах. По­зитивная психотерапия методологически синтезирует психодинамический, поведенческий и ког­нитивный подходы. Эффективна при широ­ком круге расстройств, прежде всего при психосоматических. Удачно сочетает в себе достоинства медицинской и психоло­гической моделей психотерапии. Может использовать­ся, начиная с подросткового возраста и в работе с семьей.

Холдинг-терапия – исходит из понимания ранних детских эмоциональных расстройств как результата нарушенных эмоциональных связей “мать-ребенок”.

Разработана М. Вэлш в 1970-х годах. Первоначально метод предназначался для работы с аутичными детьми, но позже сфера его использования расширилась до поведенческих и фобических расстройств, а также до внедрения в воспитание здоровых детей.

Холдинг проводится ежедневно в мо­менты, выбираемые матерью в зависимости от состояния ребенка. Ребенку не ос­тавляют времени для избегающих мани­пуляций, но предупреждают его о том, что произойдет: например, “Сейчас я буду держать тебя долго-долго — пока ты не почувствуешь, что тебе хорошо”. Ребенок удерживается матерью в таком положении, чтобы все время сеанса с ним можно было поддерживать прямой зри­тельный и тесный телесный контакт, кон­тролировать попытки протеста, уворачиваний и борьбы. По возможности в проце­дуру включаются другие члены семьи. Младшим детям лучше при этом не быть во избежание реакций ревности с их сто­роны. Сеанс проходит этапы конфронта­ции, сопротивления и разрешения. Сеанс не должен прерываться и продолжается до достижения ребенком состояния пол­ной релаксации. Если приходится его прервать, то терапия на несколько дней приостанавливается. Сеансы обычно про­водятся в домашней обстановке. Началь­ные этапы курса требуют присутствия те­рапевта, проводящего необходимую диаг­ностику, инструктирующего семью, кор­ригирующего поведение родителей и под­держивающего их. Позже он участвует в терапии от 1 до 2 раз в месяц. По завер­шении холдинг-терапии в зависимости от состояния ребенка возможен переход к другим формам психотерапии. Все использующие холдинг специалисты подчеркивают так­же его положительное влияние на мать и связи “мать—ребенок”. Случаи неэффек­тивности холдинг-терапии при аутизме обычно связаны с расширительной его диагностикой.

При тревожных неврозах холдинг про­водится в более мягкой форме, обычно пе­ред сном и приносит облегчение уже в пер­вые дни. В отличие от аутизма практичес­ки отсутствуют этапы конфронтации и со­противления. Курс длится примерно 6-8 недель и заканчивается чаще всего по реше­нию самого ребенка. Считается, что во вре­мя мягкого холдинга ребенок вновь обре­тает закодированное на ранних этапах раз­вития чувство безопасности.

Контейнирование тревоги. Терапев­тический прием, разработан­ный Л. Ди Каньо, М. Гандионе и П. Массаглиа в 1970— 1980-х годах для работы с родителями де­тей с тяжелыми органическими и угрожа­ющими жизни заболеваниями (выражен­ные врожденные расстройства, разные формы глубокого психического недоразви­тия, опухоли, лейкозы и др.). Вмешатель­ство базируется на психоаналитических предпосылках и направлено на выделение родителями взрослых ролей личности и пе­реход к ним от регрессивных детских ро­лей, на которые их отбросила болезнь ре­бенка. Прием ориентирован на работу с ро­дителями детей раннего возраста.



Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы