Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности

Клинико-нозологическое направление в современной классификации нарушений развития личности ребенка

Уровни нарушений психической деятельности могут анализироваться с различных точек зрения – философской, социальной, психологической, эволюционной, патогенетической, клинической и т.д.

Личностные нарушения – нарушения структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающиеся в изменении поведения, в снижении активности, критичности, изменении направленности и перестройках структуры мотивационной сферы, нарушении самооценки и др.

Исторически сложилось, что описание личностных нарушений основывалось на статистической оценке их распространения. Знание о  нарушениях развития личности накапливалось в медицине столетиями, и в конце прошлого века было переработано с точки зрения психологической науки. Однако методология  статистической оценки распространения нарушений развития личности (МКБ-10) до  сих пор является  основополагающей. В современной классификации болезней  личностные нарушения относятся к пятой главе. Систематика в МКБ-10 представлена десятью разделами, которые объединяют расстройства общего происхождения или со сходными проявлениями.

Первый раздел (FO) объединяет все ор­ганические, включая симптоматические, психические расстройства. Здесь выделя­ются деменции. Вся остальная органически обусловленная па­тология (за исключением токсикоманий и алкоголизма) представлена синдромологически: делирий (в широком понимании), эндоформные психозы, личностные изме­нения.

Второй раздел (F1) объединяет психи­ческие нарушения в результате употреб­ления алкоголя и психоактивных веществ (главным образом, наркотиков).

В третьем разделе (F2) кодируются функциональные психозы: шизофрения, бредовые (острые и хронические), шизоаффективные и индуцированные бредовые расстройства. Кроме того, сюда помещено шизотипическое расстройство, которое, в отличие от американской систематики, не относится к расстройствам личности, а предполагается входящим в “шизофре­нический спектр”.

В четвертом разделе (F3) объединены практически все аффективные расстрой­ства, которые классифицированы в зави­симости от фактора полярности аффекта и степени тяжести.

Пятый раздел (F4) включает рубрики, соответствующие традиционной группе неврозов: фобического, тревожного, на­вязчивых состояний, истерического (диссоциативного), астенического. К этому разделу отнесены и соматоформные рас­стройства, включающие расстройство соматизации, при котором речь идет об ими­тации соматической патологии с выражен­ными сенестопатиями, ипохондрическое расстройство (сверхценная ипохондрия), соматоформную вегетативную дисфунк­цию (органные неврозы), хроническое бо­левое соматоформное расстройство.

В шестом разделе (F5) объединены расстройства физиологических функций:

питания (анорексия и булимия), сна, сек­суального функционирования. Кроме того, сюда относятся случаи злоупотребления препаратами, не вызывающими зависимо­сти (слабительными, анальгетиками, вита­минами и пр.).

В седьмой раздел (F6) помещены расстройства личности (психо­патии) и половые извращения. Представляет интерес рубрика эмоционально нестабильных личностей, склонных к импульсивности, агрессив­ности, эксплозивности. Помимо импуль­сивного подтипа, здесь выделяется подтип, при котором, наряду с эмоциональной не­стабильностью, имеют место нарушение образа “Я”, хроническое ощущение душев­ной пустоты, нестабильность межличност­ных отношений, суицидальные угрозы и самоповреждения (пограничное расстрой­ство/синдром).

Восьмой раздел — олигофрении (F7), которые, как и прежде, дифференцируются по степени тяжести интеллектуального де­фекта. Кроме того, учитывается наличие или отсутствие нарушений поведения.

Девятый (F8 — расстройства психо­логического развития) и десятый (F9 — поведенческие и эмоциональные расст­ройства, начинающиеся в детском и под­ростковом возрасте) разделы должны ис­пользоваться при невозможности отнесе­ния расстройства к вышеперечисленным рубрикам. В восьмом разделе содержатся рубрики специфических нарушений разви­тия речи (расстройство речевой арти­куляции, нарушения экспрессивной и импрессивной речи и др.), специфических на­рушений развития школьных навыков (чтения, письма, счета). Большое место в этом разделе занимают так называемые об­щие нарушения развития, к которым отно­сятся детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, дезинтегративное рас­стройство детского возраста (синдром Геллера), гиперактивность с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями, синдром Аспергера.

В заключительном разделе (F9) поме­щены: гиперкинетическое расстройство, при котором нарушения активности и вни­мания различаются в различных условиях (домашних, школьных) и при непо­средственном наблюдении; нарушение по­ведения, при котором на протяжении ми­нимум полугода отмечаются по меньшей мере два признака из приводимого перечня (такие как лживость, воровство и др.). Среди эмоциональных расстройств пред­ставлены сепарационное тревожное рас­стройство (страх разлуки с близким чело­веком) детского возраста, фобическое тревожное расстройство детского возраста (соответствующий фазе развития, но не адекватный по интенсивности страх, сопровождающийся заметным нарушением социального поведения) и социальное расстройство (социальная сенситивность, а также расстройство сиблингового соперничества (анормально негативное отношение к младшему сиблингу, сопровождающееся эмоциональными нарушениями). К расстройствам социального функционирования в этом разделе отнесены элективный мутизм и нарушения при­вязанностей (социального реагирования в возрасте до 5 лет). Кроме того, в одной из рубрик этого раздела сгруппированы неорганические энурез и энкопрез, нарушения питания, поедания несъедобного (пика), стереотипное двигательное расстройство, заикание и речь взахлеб.


Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы