Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями

Психологическая коррекция (психокоррекция) – в отличие от психотерапии и консультирования направлена на оптимизацию отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение.

Первым этапом психотерапевтической и психокоррекционной работы является определение ситуации ребенка.

Ситуация ребен­ка в психотерапии впервые четко определена А.Фрейд применительно к психоанализу:

“Решение на анализ никогда не исходит от маленького пациента, оно всегда исходит от его родителей или от окружающих его лиц. Ребенка не спрашивают о его согла­сии <...> Аналитик — чужой для него, а анализ — что-то неизвестное. Но труднее всего то, что от симптомов болезни ребен­ка или его дурного поведения страдают лишь окружающие его люди, тогда как для самого ребенка даже болезнь вовсе не яв­ляется болезнью. Часто он даже не чув­ствует никаких нарушений. Таким обра­зом, в ситуации ребенка отсутствует все то, что кажется необходимым в ситуации взрослого: сознание болезни, доброволь­ное решение и воля к выздоровлению”1 . Продолжая это описание, можно отметить, что ситуация на самом деле часто еще сложнее. Поскольку симптом нередко яв­ляется “посланием”, адресован­ным взрос­лым, либо средством борьбы с ними или за свое место, инициатива взрослых может восприниматься как проявление непони­мания или угрозы жизненно важным инте­ресам. Создающийся при этом образ тера­певта представляется ребенку продолже­нием или двойником взрослых, заключив­ших с ним союз против ребенка. В то же время ребенок может быть индуцирован страхами взрослых перед тем или иным видом помощи. Добавим к этому, что за проблемой, предъявляемой взрослыми как проблема ребенка, нередко стоят собствен­ные проблемы взрослых, так что ситуация ребенка становится еще более двусмыс­ленной и расщепленной.

То же относится и к роли терапевта, вынужденного при этом решать взаимосвя­занные, но разнонаправленные проблемы ребенка и взрослых. Союз с ребенком про­тив взрослых или со взрослыми против ре­бенка всегда оказывается в лучшем случае неэффективным, в худшем — ятрогенным. Трудности этого рода усугубляются тем, что оказываясь в фокусе противоречи­вых проблем и интересов, психотерапевт подвергается повышенному риску контр­переносных реакций. Разные исследовате­ли предлагают разные способы и пути раз­решения этих осложняющих психотерапию проблем и установления терапевтического контакта. Работающий с детьми психотерапевт все­гда, хотя и в разной мере, оказывается сис­темным (семейным или групповым) тера­певтом.

В  работе с детьми  и подростками  с личностными нарушениями используется широкий  спектр психотерапевтических методов: индивидуальная терапия, психодинамическая  психотерапия, групповая и семейная  работа, игровая, поведенческая и когнитивная  психотерапия. Подробно каждый  из этих методов  мы рассмотрим в следующих разделах.


Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы