Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте - Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера

Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера

Идентификация – эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого уподобления, отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом.

Данное понятие по-разному трактуется в различных психологических направлениях.

1. Идентификация в психоанализе — полностью или частично неосознаваемое отождествление человека с лицом, с которым у него есть тесная эмоциональная связь, и имитация его поведения.

2. Идентификация в бихевиоризме — ме­ханизм научения: либо как бессознатель­ное подражание ребенка взрослому, либо как изменение поведения ребенка по тре­бованию взрослого. В последнем случае положительным или отрицательным под­креплением служит выражение взрослым своего удовольствия или неудовольствия.

3. Идентификация в неофрейдизме — процесс активного поиска человеком своей идентичности, т. е. содержательности и целостности сво­ей личности на всех возрастных этапах.

4. Идентификация в социальной психологии — механизм определения человеком своей групповой принадлежности или ролевых ориента­ций.

Понятие идентификации было введено З.Фрейдом сначала для интерпретации явлений депрессии, позднее — для анализа снови­дений и некоторых процессов, посред­ством которых маленький ребенок усваи­вает образцы поведения значимых других, формирует “Сверх-Я”, принимает женскую или мужскую роль и пр. Для З.Фрейда механизм идентификации обеспечи­вает взаимную связь индивидов в социаль­ной группе, создает аффективную общ­ность как особое вживание, вчувствование, приобретая в некоторых случаях свойство “психической инфекции”, столь характерной для толпы. З.Фрейдом были выделены несколько типов идентификации. В младенче­стве возникает первичная идентификация, кото­рая является примитивной формой эмоци­ональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта “тотальная захваченность объектом” уступает место вторичной идентификации, играющей роль защит­ного механизма. Особое значение этот тип идентификации приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям.

Понятие получило широкое распро­странение за рамками психоанализа. Идентификация рас­сматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в приня­тии индивидом социальной роли при вхож­дении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании соци­альных установок.

В современной психо­логии понятие идентификации охватывает три пересе­кающиеся области психической реаль­ности. Во-первых, идентификация — это процесс объединения субъектом себя с другим ин­дивидом или группой на основании уста­новившейся эмоциональной связи, а так­же включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценнос­тей, образцов. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко высту­пает в дошкольном детстве. Во-вторых, идентификация — это  представление,  видение субъектом другого человека как про­должения себя самого, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями (например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных чес­толюбивых замыслов). В-третьих, идентификация — это механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и приводит к усвоению его личностных смыслов. Этот тип идентификации по­зволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает со­действующее поведение.

Идентификация является важным механизмом в формировании патологии личности и характера.

Патологической идентификация называется в случае:

1. Если идентификация по форме является адекватной (сохраняется  цельность “Я”-концепции, граница между своим и чужим “Я”), но по содержанию – антисоциальной. Например, идентификация подростка с маньяком-убийцей.

2. Если сам процесс идентификации нарушен – происходит слияние  своего “Я” с “Я” идентифицируемого объекта; человек не способен различить границы собственного  “Я”. Например, идентификация члена религиозной секты – “Меня  не существует, есть только  Учитель и его желания. Тот, кто стоит перед  Вами – это лишь орудие  осуществления воли Учителя”.

Именно поэтому важным условием правильной диагностики причины личностного нарушения выступает тщательный анализ круга общения ребенка.


Оглавление
Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы