Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте - Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть

Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть

Паравербальная психотерапия (Е. Хеймлих) – метод, в котором терапевт строит общение с пациентом через сенсомоторные каналы (звук, движение, прикосновение).

Сенсомоторная коммуника­ция не замещает вербальную, но идет с ней рука об руку. Первичный контакт с ребен­ком устанавливается через звук, движение и прикосновение — последнее играет решающую роль. Зрительные стимулы и минимальный вербальный контакт выступают как аккомпанемент. Используемые техники организуются в структуру. Могут использоваться любые средства — невербальные вокализации, рифмование, знакомые мелодии, мимика, драматизация и разные материалы — краски для рисования пальцами, приспособление для пускания мыльных пузырей, эластичный трос, вода, простые ударные и струнные инструменты. Хотя материалы те же, что и во многих других методах психотерапии, цели здесь иные. Акцент делается на коммуникации и ослаблении дезорганизующих общение элементов — особенно когда они усилены вербальной психотерапией. Материал не используется для направ­ленного развития и оценивания умений — невозможно ошибиться, если ребенка про­сят бить в барабан или вместе с терапев­том звонить в колокольчик: он быстро может почувствовать себя компетентным и получать удовольствие.

Терапевт поддерживает игровую ситуа­цию и регулирует структуру занятий раз­ными способами. Его выражение лица, те­лодвижения, модуляции голоса обеспечи­вают структурирование сессии, действуя одновременно как стимул и модель для под­ражания. Изменения громкости, ударений или темпа ритмических звуков также регу­лируют структуру сессии. Звуки и движе­ния переплетаются, образуя единое целое. К ним присоединяются касания, прикосно­вения, а позже — вербальные коммента­рии. Сессии обычно начинаются с исполь­зования ударных — они знакомы ребенку и на них легко играть. Необходима атмо­сфера удовольствия и принятия. Поэтому терапевт тщательно отслеживает реакции ребенка, пытается предупредить ослабле­ние интереса и скуку, гибко меняет мане­ру своего поведения. Метод используется у дошкольников с неспособностью к общению разного генеза и обычно требует, как минимум, 10-20 сессий.

Фасилитация (от англ. to facili­tate — способствовать, облегчать, помо­гать). Термин “фасилитация” используется в психоло­гии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизации деятельности одного человека (или группы) при актив­ном поддерживающем присутствии друго­го. Противоположность фасилитации — ингибиция (подавление, торможение), когда присут­ствие другого ведет к ухудшению процес­са и результатов деятельности. Фасилитация может быть случайной, неосознаваемой или на­меренной, осознаваемой, когда осуществ­ляется фасилитатором. В роли фасилитатора по отношению к ребенку могут выс­тупать взрослые (родители, воспитатели, учителя и др.), принимающие ребенка и принимаемые им; в отсутствие отношений принятия они могут оказывать ингибирующее влияние. Феномен и процесс фасилитации ши­роко используются в психологическом консультировании, психотерапии, веде­нии групп, где фасилитатор выполняет функции лидера, помогающего пациенту/клиенту или членам группы быть открыты­ми и креативными, достигать персональ­ных инсайтов.


Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы