Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе

Об агрессивности несовершеннолетних, социально-психологические факторы агрессивного поведения. Роль телевидения, порнографии, средств массовой информации в генезе социальной агрессии

Агрессия – поведение или действия, направленные на причинение психологического или физического вреда, ущерба или на уничтожение кого-либо. Различают: реактивную агрессию, возникающую как реакция на фрустрацию, враждебную агрессию, с осознанным или целенаправленным причинением вреда, и инструментальную агрессию, используемую как средство достижения эмоционально нейтральной цели.

По направ­ленности агрессию разделяют на аутоагрессию (направленную на себя) и гетероагрессию (направленную на других). Агрес­сивность как черта личности характеризу­ется устойчивой готов­ностью к агрессивным действиям. Интен­сивность агрессии и уровень агрессивности свя­заны с научением в динамике индивиду­ального опыта, культурно-социальными нормами и ситуативными переменными.

У детей агрессивные действия и пове­дение обычно связаны с чрезмерно ограни­чивающим, холодным или жестоким обра­щением значимых для них взрослых, отвержением со стороны сверстников. В то же время такие действия могут рассматри­ваться как естественное проявление при­родной агрессивности как необходимого механизма самосохранения и самозащи­ты. Агрессивность как черта формирую­щейся личности, не находящая возможно­сти выражения в социально приемлемых формах, может проявляться в структуре девиантного или делинквентного пове­дения. В формировании способности кон­тролировать агрессивные побуждения и действия большую роль играет развитие представлений о другом человеке как уни­кальной ценности, способностей к сочув­ствию, сопереживанию.

Одним из проявлений агрессивного поведения служит бравада - вызывающая демонстрация своих качеств, в том числе таких, которые заведомо могут вызвать неодобрение, с це­лью доказать свое превосходство над окру­жающими, над обстоятельствами, свою оппозиционность к ним или независимость. Бравада наиболее типична для подрост­ков, но нередко проявляется и у более младших детей в ситуациях ущемления, подавления интересов, чувств (к примеру, в конфликтах с учителями, при ревности к сиблингам и т.п.). Рассматривается как патопсихологический феномен при патогенетической связи с механизмами заболевания.

Другим проявлением внутренней агрессивности является упрямство - особенность поведения (в устойчивых формах — черта характе­ра) как дефект волевой сферы человека, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки ра­зумным доводам, просьбам, советам, ука­заниям других людей, иногда в ущерб себе, вопреки здравому смыслу. Упрямство может быть ситуативным, вызванным чувствами незаслуженной обиды или злобы, гнева, мести (аффективная вспышка) и постоян­ным (безаффективным), отражающим личностную особенность человека. В дет­стве упрямство может учащаться в кризисных фа­зах развития и выступать в качестве специфической формы поведения, в котором выражается недовольство авторитарностью взрослого, подавляющего самостоятельность и ини­циативность ребенка. В период кризиса трех лет, наряду с симптомом негативиз­ма, упрямство довольно часто отмечается у детей как специфическая форма построения соб­ственного замысла, сводящегося к просто­му противодействию замыслам, каждой инициативе, исходящим от взрослого.

Негативизм – поведение, при котором предложение другого человека отвергается субъектом потому, что это предложение исходит не от него самого. Впервые ярко проявляется в структуре кризиса трех лет, как правило, в комплексе с упрямством. Как личностная установка у подростков и взрослых связан с потребностью в самоут­верждении.

Способы выражения агрессии во многом зависят от социальных стереотипов, господствующих в конкретном социальном слое. Современная ситуация, характеризующая резко увеличивающимся потоком сцен насилия и асоциальной агрессии на телеэкранах, способствует, с одной стороны, формированию более жестких форм выражения агрессии у детей и особенно подростков, а с другой стороны, приводя к увеличению числа и усилению страхов детей младшего возраста.


Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы