Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками

Методологические особенности анализа детской вербальной (интервью) и невербальной (рисунки) продукции. Игровой и творческий материал. Аспекты регрессии в клинической ситуации

Психотерапевтическая работа с детьми, основывающаяся во многом  на игровой  деятельности, предполагает опору  психотерапевта  на разнообразный терапевтический материал (различные виды  художественного и устного творчества). Одним из наиболее часто используемых видов терапевтического материала является детский рисунок.

Рисунок детский – продукт манипулятивной деятельности ребенка, являющийся не только продуктом отражения общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений, не только фактом самовыражения, показателем состояния психики в данный момент, средством диагностики развития высших психических функций, но и оказывающий растормаживающее действие на ребенка, помогающий избавиться от страхов и невротического чувства вины.

Детский рисунок возникает в раннем возрасте: первые каракули на бумаге, стенах, ас­фальте становятся предпосылкой разви­тия графического образа, возникающего, с одной стороны, на основе зрительных впе­чатлений от предмета, а с другой — уже существующего знания о нем. Генезис рисунка имеет стабильный характер: от про­стого “чирканья” карандашом на бумаге к воспроизведению знаков и схем предмета, затем к иконическому изображению — визуально приближенным к объекту гра­фическим построениям и от них к адекват­ным графическим образам. Рисунок, оказыва­ясь средством познания действительности и формой усвоения социального опыта, способен передавать различные уровни миропонимания и мироощущения ребен­ка: от непосредственного отображения видимого и знаемого в этом мире, что по­зволяет детскому рисунку стать правдивым “докумен­том эпохи”, до глубинного смыслового вы­ражения себя, своего отношения к миру и тому, каким его хочет видеть ребенок. Именно в рисунке проступают психологи­ческие структуры фантазии, частично или полностью неосознанные. Непосред­ственность видения мира, яркость впечат­лений, эмоциональность роднит детский рисунок с ис­кусством традиционных обществ, а также современных художников-“примитивистов”. Общим для них является использование графических (визуальных) архетипов — особых графических символов, находящих свое выражение в представлениях, фантазии, творчестве людей различных эпох и культур. Рисунок является не только продуктом отражения ребенком обществен­но-исторического опыта и форм человеческих взаимо­отношений, не только фактом самовыражения, показателем состояния психики в данный момент, но и средством диагностики развития у ребенка высших психических функций, личности, межличностных отношений. Анализ процесса выбора и построения графических образов, использование пространств цвета, символики, характер движения дают важную информацию об особенностях социальной ситуации развития ребенка, его самочувствии, отношениях с близкими и пр.

Эти принципы лежат в основе многих проективных рисуночных тестов (“Моя семья”, “Дом—дерево—человек”, “Несуществующее животное” и др.). Как психодиагностическое средство при исследовании ребенка рисунок обладает рядом преимуществ: дает высокую информативность при малом количестве времени, удобен в применении и дает возможность неоднократного обращения к материалу, обеспечивает относительную простоту обработки и возможность установления хорошего контакта взрослого с испытуемым. Рисунок также оказывает растормаживающее дей­ствие на ребенка, помогает избавиться от страхов и невротического чувства вины, обогащает интеллект; поэтому его с успе­хом используют в психотерапевтической и учебной (школьной) практике.

Использование продуктов деятельности ребенка  более предпочтительно, чем вербальное общение в силу:

1) недостаточной сформированности речевой  сферы ребенка;

2) различия логики построения речи ребенка и  взрослого, которые могут приводить к неадекватным  с точки зрения терапевта результатам.

Одним из оригинальных способов успешного использования вербального материала служит поэзия. Использование поэзии в целях психокоррекции основано на ее поэтической лаконичности, содержательной емкости, ритмике и музыке. Один из путей ее применения – библиотерапевтический. Другие пути так или иначе смыкаются с экспрессивными и икреативными формами поэзии, отводящими пациенту активную роль. Такая работа может начи­наться с прапоэзии – собственных зву­ковых и вербальных ритмов и продолжать­ся в области поэтического творчества, где важно не качество стихотворения и его со­ответствие стандартам или идеалам по­эзии, а степень экспрес­сивности, рефлек­сивности, инсайта, катарсиса в процессе творчества. Спектр методических приемов очень широк — от “лепетной” поэзии до осознанного творчества, от поэтической суггестии до сложных психодинамических процессов. Поэтическая терапия может исполь­зоваться практически в любом воз­расте (иногда уже в 3-4 года), без нозоло­гических и синдромальных ограничений, в любых ситуациях и форматах поэзии, какого бы теоретического подхода она ни придержи­валась.

Во время психотерапии возможно такое явление как регрессия  поведения — форма психологической защиты, состоящая в возвращении к ран­ним, связанным с детством типам поведения, переходе на предшествующие уровни психического раз­вития и актуализации успешных в прошлом способов реагирования. Регрессия  проявляется в стрессогенных ситуациях, адекватное поведение в которых оказывается невозможным для индивида в силу их высокой значимости, новизны, сложности или психофизиологического состо­яния самого индивида (усталость, болезнь, регрессия возраста в гип­нозе). В психоаналитических тео­риях регрессия рассматривается как неэффективная защита, поскольку индивид вместо того, чтобы спра­виться с ситуацией, вынужден уй­ти от реальности, возвратясь к той стадии развития личности (согласно онтогенетической модели З.Фрей­да), в которой переживалось чув­ство удовольствия. В когнитивных теориях под регрессией понимается обращение к более примитивным схемам познания и действия при взаимодействии с новой, сложной ситуацией, что служит источником дальнейшего прогрессивного раз­вития личности. В теориях твор­чества также отмечается позитив­ная роль способности личности к целенаправленной регрессии при реше­нии творческой задачи, позволя­ющей достигать оригинальные, не­стандартные результаты за счет снятия социальных барьеров на стадии генерирования идей. Таким образом, регрессия может осущест­вляться по отношению к раз­личным уровням реализации де­ятельности и сферам личности — мотивационно - потребностной, смы­словой,  целевой,  операциональ­ной.


Оглавление
Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности
Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте
Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика
Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам
Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера
Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста
Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений
Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе
Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков
Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов
Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями
Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями
Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков
Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте
Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков
Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками
Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения
Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения
Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть
Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми
Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье
Все страницы